Татьяна Палий 02 Фев 2024
Псалом Асафу
1 Бог ста в со́нме бого́в, посреде́ же бо́ги разсу́дит.
2 Доко́ле су́дите непра́вду, и ли́ца гре́шников прие́млете?
3 Суди́те си́ру и убо́гу, смире́на и ни́ща оправда́йте.
4 Изми́те ни́ща и убо́га, из руки́ гре́шничи изба́вите его.
5 Не позна́ша, ниже́ уразуме́ша, во тьме хо́дят: да подви́жатся вся основа́ния земли́.
6 Аз рех: бо́зи есте́, и сы́нове Вы́шняго вси.
7 Вы же я́ко челове́цы умира́ете, и я́ко еди́н от князе́й па́даете.
8 Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́: я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех.
Псалом Асафу.
В некоторых списках находится надпись: псалом Асафу, а в других: разумения Асафу, так как сей псалом вразумляет судей. Или это говорится и потому, что мы должны понимать содержащееся в нем пророчество с разумением, поелику он пророчествует о том обличении, которое делал Владыка Христос книжникам и фарисеям.
Пс.81:1. Бог ста в сонме, богов
Христос, говорит, стал в собрании книжников, фарисеев и старейшин народа, которых Давид назвал здесь богами по причине начальственного и судебного их достоинства, как и Моисей назвал богами судей: Богов не злословь (Исх. 22:28) и мы сказали о том довольно пространно и подробно в 49 псалме, при изъяснении слов 1го стиха: Бог богов Господь возглаголал. А Григорий Богослов разумел сии слова иначе в слове на крещение (1).
(1) По словам Григория Богослова, которого приводит сочинитель, и Василия, сии слова относятся ко второму явлению Христову, когда праведники возсияют как солнце; ибо тогда среди спасаемых станет Бог среди богов и царей, распределяя и разделяя достоинства тамошнего блаженства и различая, кто какой чести и обители достоин. Слова Феодорита: поелику истинно судия есть Бог, и людям поручено (от Него) судить; то те, которым это вверено, названы богами, как действительно в том уподобляющееся Богу. Но праведный Судия обличает здесь неправедно судящих и не держащих весы правосудия неуклонно и наперед говорит о будущем праведном своем суде. Евсевия: Бог судит не на возвышенном месте и на подобие правителей, сидя, но нисходя к судимым и среди их стоя, Он подобен им по виду, как сделавшийся непреложно человеком.
Посреде же (народа) боги разсудит.
Став, говорит, Христос открыто будет суд производить, то есть, обличать богов – начальствующих и судей народных; так как Христос и обличал их открыто, обвиняя их и говоря: горе вам книжники и фарисеи – лицемеры, что вы делаете то и то, как говорит о том Матфей подробно в 23-й главе. Иудеи думают о сем так, что Бог стал среди начальствующих, поелику Он находится невидимо, и посему среди многих обличит их, то есть, чрез пророков, если они начальствуют и судят неправедно (1).
(1) Слова Оригена: Жившим суетно приличен суд. Так сказано в другом месте: и будет судить среди народов; а святым – не суд, а нечто большее – различие, ибо различит их как царь в радостный день, награждая каждого достойного чести, кто достоин восстать в воскресение в виде солнца, кто в виде луны и кто в виде звезд. Итак станет в сонме богов, а не людей, т. е. живущих по обычаям человеческим и различит, кому из сих богов, иметь достоинство солнца, кому луны и кому звезд.
Пс.81:2. Доколе судите неправду и лица грешников приемлете
Здесь должно отвне подразумевать: говоря, и читать так: Бог стал в сонме Богов и среди (народа) рассудит богов, говоря: доколе судить вам неправду, то есть судить неправедно. Или, если выражение «доколе судить вам» принимать за выражение: оправдывать вам; то он говорит: доколе неправедно оправдывать вам неправедных. Глагол за сим: принимать вам, значит: уважать, и полная мысль будет такая: доколе уважать вам и стыдиться лиц неправедных и посему оправдывать их. И Моисей говорит в законе: не смотрите на лица на суде, (но) малому и великому суди, не стыдись лица человеческого, ибо суд Божий есть (Втор. 1:17). А лицеприятным называется тот, кто боится неправедных людей, по причине преимущества и достоинства их, как говорит Ориген: принимающий лица есть тот, кто уважает преимущество неправедных.
Пс.81:3. Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте
Производите, говорит, праведный суд сиротам и нищим, которые бывают обижаемы, и не презирайте их, а равно и смиренных и бедных, – где бедным и нищим называет или одного и того же, или нищим того, кто прежде был богат, а потом лишился богатства; а бедным того, кто трудами своих рук приобретает нужное, как мы сказали в 11м псалме, при изъяснении слов: ради страдания нищих (1).
(1) Посему и Великий Василий говорит: поелику человеческий род презирает бедных; то посему Писание иногда говорит нам: судите сироте, как неимущему попечителя и отца, и оправдите вдовицу – лице, презираемое в жизни многими по причине бессилия, ибо вдовство удобопопираемо для склонных к их обидам, а теперь: судите сироте и нищему, из которых и тот и другой требует помощи, первый как не могущий по причине незначительного возраста, как не могущий предать обижающих суду, а второй по бедности, как не имеющий сил защищать свои права. Итак вы, которым вверен суд, вступитесь в дело сих обижаемых и лишенных защитников, и восполните от себя то, чего недостает у них по возрасту, чтоб иметь похвалу Иова: я был отцом бессильным. В духовном значении, поелику делающий грех рожден от диавола, то кто устранил себя добровольно от родства с ним, осиротев, к величайшему своему блаженству, без злого сего отца, тот должен получить от нас надлежащее попечение. Слова Исихия: не говорит: судите праведному, или пророку, или священнику, к которым столь много возбуждает внимания в других, и заповедуя не делать им вреда, а говорит: не прикасайтесь к помазанникам моим и с пророками моими не поступайте худо, но (судите) сироте и нищему, смиренному и бедному; почему? Потому что первым прилично терпеть обиды, а для последних подвергаться обиде по причине бессилия их, зависящего от возраста и нищеты не легко; почему законодатель и оказывает им больше снисхождения (в изд. своде).
Пс.81:4. Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его
Здесь смотри читатель, какое попечение и промышление Бог имеет о нищих и бедных, когда столь часто упоминает здесь о них чрез Божественного Давида. Измите, говорит, нищего и бедного, и избавьте того, которого притесняют руки грешника, т. е. обидчика, которого называют и здесь, как прежде, преимущественно грешником по причине великости греха обиды, причиняемой им братьям его (1).
(1) Замечай, говорит Исихий, что сказав: измите бедного, говорит об обидчиках и любостяжателях, как о диких зверях. Ибо их то здесь означает именем грешника. Из сего мы заключаем, что изъемлющий нищего из руки любостяжателя получит достоинство и награду Пастыря, т. е. того, Который самого Себя предав за нас, избавил нас от мысленных зверей (т. е. Христа); а кто похищает и причиняет вред, того можно поставить в числе зверей. Слова великого Василия (вместе с Оригеном): и ты, когда увидишь, что обижают бедного, сочти своим делом то, за что он терпит обиду; защити его, дабы Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься нищим пред Богом, которому, молясь, премудрая Иудифь говорит: Ты, Бог смиренных, Ты, помощник меньших, слабых и защитник, презренных Спаситель, безнадежных подлинно, подлинно Бог отца моего (Иудиф. 9:11).
Пс.81:5. Не познаша, ниже уразумеша, во тме, ходят
Неправедные, говорит, судии и начальники, сделавшись, по словам Дидима, произвольно глухими, не познали, и не поняли моих Божественных слов и законов. Ибо глаголом: не уразумели, изъясняется глагол: не познали. Неправедные судии и начальники во тьме ходят, т. е. живут в заблуждении. Или можно понимать сии слова иначе, т. е. что не познали и не поняли неправедные начальники и судии добра; почему и ходят в заблуждении и незнании правды, иначе, не понимают, что такое правда (1).
(1) Другой говорить яснее: Сего, говорит, судьи не хотят знать, т. е. что они поставлены судьями в пользу бедных, но исполняют свое общественное дело, как провождающие время ночью и во тьме, не видя своей обязанности, как омраченные и лишенные света; ибо безумие мрачно покрывается западом (вечернее) и наводит ночь; а разумение напротив того весьма светло, весьма лучезарно и истинно востокообразно. Слова безыменного истолкователя: Чего не познали? Гнилости сей жизни и непостоянства человеческого счастья, ибо соединяя поля с полями и домы с домами, они часто приобретают сии богатства для врагов. Чего не уразумели? Того, что, занимаясь малым, они теряют большее.
Да подвижатся вся основания земли
Сии слова так выразил Симмах: потрясу землею по причине живущих на ней. По выражению семидесяти толковников глагол: да подвинутся, дает такую мысль, что Бог повелевает земле колебаться, чтоб устрашились неправедные начальники и беззаконные судии. Или говорит: да потрясутся основания земли, не перенося более беззакония сих неправедных людей. Основаниями земли называет глубину ее. Поистине поразительно и страшно слово сие, как представляющее негодование Бога на неправедных начальников и беззаконных судей (1).
(1) Слова Дидима (Диодора): Потрясу, говорит, и поколебаю все; потому что Я поставил судей в чине богов и сынов Всевышнего; а они обесчестили мое достоинство, повреждая суд взятками, подобно языческим начальникам, которые по причине бесчувствия своих богов употребляют право судить произвольно, потому что нет наблюдающего за ними и взыскивающего с них. Афанасий основаниями называет начальствующих века сего (т. е. демонов), которые еще до народа Иудейского подверглись суду и извержены из владычества над нами сими словами: ныне князь мира сего изгнан будет вон; ибо потряслось стояние их, которое имели прежде, так как первые они обессилены Крестом.
Пс.81:6. Аз рех: бози есте и сынове Вишняго вси
Где Бог сказал сии слова? Некоторые говорят, что Бог, сказывая: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26), показал, что люди суть боги по сыноположению, как сотворенные по образу Божии. А я нашел еще, что Бог назвал богами начальствующих и судей, сказывая в Книге Судей народу: богам не говори зло и начальнику народа твоего не говори худо (Исх. 22:28). Далее сынами Вышнего назвал Израильтян, сказав: сын первенец мой Израиль (Исх. 4:22) (1).
(1) Слова Божественного Кирилла. поелику мы сделались сынами Божиими, приняв в душе посредством Святаго Духа естественного и истинного Сына рожденного от вечного Отца нераздельно и бесстрастно, то посему мы и почтены сим названием или именем богов, хотя не по природе мы таковы, а по чести и славя. Тот же Кирилл говорит, приводя из Евангелия Иоанна следующие слова: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если он назвал богами тех, к которым было Слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, которого Отец освятил, и послал в мир вы говорите: богохульствуешь; потому что Я сказал: Я сын Божий? (Иоан. 10:34). Слова Феодорита: И так Я вас почтил и сообщил вам мое имя, и нарек моими сынами. Евсевий, приводя на сие пример, говорит: ты уразумеешь, как приобрели честь Божии получившие начальство над подначальными, когда вникнешь в то, что сказано Моисею: вот Я поставил тебя богом Фараону, и Аарон, брат твой будет твоим пророком (Исх. 7:1). Итак как Моисей человек Божий, получив от него честь, назван богом Фараона, так и все, которых почтил Бог, получили у своих подчиненных место богов.
Пс.81:7. Вы же, яко человецы умираете
Вы, говорит, однакож, судии, не смотря на то, что вы почтены образом Божиим и удостоились именоваться богами, как имеющие преимущество пред другими по своему начальственному и судебному достоинству, несмотря на все сие, вы умираете как простые из народа и обыкновенные люди, которые ни закона Божия не знают, ни разумения не имеют. Глаголом: умираете, Давид выразил злую и неисправимую жизнь таковых неправедных людей до самой смерти их, или открывает, что они так неправедно живут без исправления, доколе не умрут.
И яко един от князей падаете
Что сказал выше, то говорит и теперь: вы, говорит, неправедные судьи и начальники падаете, т. е. умираете, как начальствующие над народами. Афанасий, Дидим и Исихий говорят, что один из начальствующих есть диавол; так как он был никогда начальствующим над чином ангельским. Ему то, говорит, подражая и вы – судии падаете, т. е. извергаетесь из достоинства вашего за мечтательность и гордость вашу, подобно тому как и диавол чрез гордость свою и не хорошее употребление достоинства своего отпал от божественной чести и из светлого ангела, каковым был прежде, сделался мрачным диаволом (1).
(1) По изъяснению Василия и Кирилла: Человеками здесь называются обладаемые человеческими страстями, живущие по плоти, имеющие мудрование земное; как напротив того жизнь святых есть не человеческая уже, но больше божественная и духовная; потому что они хотя действуют во плоти, но не живут по плоти, как написано. А тот, кто стал уже выше плотских страстей и чрез совершенствование ума достиг состояния Ангелов, тот уже не человек, но сын Всевышнего, усвоившийся Богу чрез добродетель, и не умирает как человек, но как имеющий в себе живущим Бога. Симмах: Вы же как человеки умрете, и, как один из князей, падете. Ибо не познав своей чести (толкует Феодорит), вы подвергнетесь одной участи с диаволом, который, получив от Меня начальство и не восхотев употреблять то, что дано ему, как должно, отпал от своей чести. Вы потерпите наказание смертью наравне с прочими людьми и не будете иметь по смерти никакой славы. Дидим еще яснее изъяснил сии слова так: Вы умираете не только общею и естественною смертью, но и последующею за грехом (т. е. будете наказаны), падая подобно кому-либо из князей, а этот князь есть диавол. Так о нем сказано: как пал с неба денница, сиявший утром? (Ис. 14:12), Слова Исихия: Диавол получил власть начальствующего среди ангелов, почему и Павел говорит: наша брань не с кровию и плотию, но с начальствами. Но вознесшись и пожелав большего, он пал.
Пс.81:8. Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех
Сии слова беспрекословно пророчествуют о воскресении Христа из мертвых. По словам Диодора пророк Давид здесь просит Христа, чтоб Он воскрес из гроба и судил праведно чрез Апостолов всю землю, над которою Он поставил их начальствующими, то есть, чтобы сделал защиту всей земле, осудив и изгнав из нее начальника мира – диавола, который имел ее в порабощении заблуждении идолопоклонства и всякому роду зла. Он сказывает и о причине сей защиты: Ты, говорит, Господи, получишь наследство у всех народов, согласно с сказанным: дам Тебе народы в достояние Твое (Пс. 2:8). А наследство Христово суть те, которые уверовали в Него из всех народов (1).
(1) Другой говорит, что Давид сказал выше изложенные слова к судиям от лица своего. Слова Феодорита: За сим, сильно обличив неправедных судей, пророк молит истинного и праведного Судию произвесть суд над вселенною. Слова Исихия: Пророк говорит не о настоящем наследстве, а о будущем; почему просит Бога восстать и судить землю, т. е. человека, который воставши наследствует у всех народов. Ибо Он даст приличный жребий всем, один смиренным, другой целомудренным, иной милостивым, другой гордым, и иной любостяжательным. Ибо народами в настоящем месте назвал не по различиям языков, но жизней.
Евфимий Зигавинос (Зигабен)