Людмила Кватадзе 27 Апр 2014
Христос воскресе! Первый воскресный день после Пасхи называется Антипасхой, что по-гречески значит «вместо Пасхи», потому что в этот день в первый раз повторяется воспоминание Христова Воскресения.
Это воскресенье называется также Фоминым. Когда Господь явился Апостолам в день Своего воскресения, с ними не было Фомы. Весть о явлении воскресшего Господа, переданная учениками Фоме, показалась ему такой невероятной, что он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей… и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней Господь вновь явился ученикам, и Фома на этот раз был с ними. Господь сказал ему: «Подай перст твой сюда… подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но будь верующим».(Ин.20:25,27). Неверие Фомы называется в стихире «добрым неверием», так как произошло не от ожесточения сердца, а от стремления быть уверенным в чуде. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Спаситель, удостаивая Фому увериться в Своем воскресении, укрепил во всех грядущих поколениях веру, опровергающую предположения о видении учениками бесплотного духа и утверждающую, что Сам Христос явился во плоти.
Однако не все веруют. Даже, можно сказать, немногие веруют. Неверие, как чумная зараза, губит род человеческий. Главная причина неверия — гордость и греховная жизнь. Святые отцы говорят, что вера становится живой и крепкой тогда, когда человек очистит сердце от греховных наклонностей, чувствований и помыслов, от всего скверного.
Архим. Илия (Рейзмир).