Татьяна Палий 10 Апр 2024
14 апреля 2024 года, в Неделю 4-ю Великого поста, мы вспоминаем преподобного Иоанна Лествичника – автора известной книги «Лествица», повествующей о ступенях возрастания в христианской жизни.
В этот день в храме прпп. Кирилла и Марии Радонежских состоится Божественная Литургия с началом богослужения в 8.00, а далее в 16.00 будет отслужена Пассия с чтением Евангелия от апостола Иоанна.
Приглашаем всех желающих принять участие в Великопостных богослужениях!
Преподобный Иоанн Лествичник родился в Константинополе. Был очень даровитым и образованным. В 16 лет он оставил мир и поселился в горе Синайской. Имел такое послушание, как будто у него не было собственной воли, и представлял из сея такого простого человека, как будто не имел никакого образования. Удалившись в пустыню Фолу, у подошвы Синая, 40 лет подвизался здесь.
О жизни святого известно следующее: он вкушал все, что не запрещалось правилами, не постился особенно, но соблюдал умеренность. Не проводил ночей без сна, но и не спал много. Не лежал на земле, но смирялся. В свободное время занимался чтением и переписыванием книг. Любил беседовать с братией о душе. Когда приняли это за тщеславие с его стороны, то он предался безмолвию, так что иноки раскаялись в своей ошибке и просили его не безмолвствовать. Святой Иоанн некоторое время был игуменом обители, но отказался от сей должности и поселился снова в пустыне.
Жил в VII веке, умер в возрасте 80 лет. Он оставил сочинение, известное под названием «Лествица», от чего и получил название Лествичник. В «Лествице» он представил 30 видов добродетелей как ступеней, по которым христианин должен восходить к совершенству и через то – к блаженству. Памяти св. Иоанна Лествичника посвящается 4-я неделя Великого поста, а также 12 апреля н. ст.
Где почивают сегодня мощи преподобного неизвестно.
Из проповеди митрополита Трифона (Туркестанова) в день памяти прп. Иоанна Лествичника: «Преподобный Иоанн был по преимуществу проповедником и исполнителем духовной внутренней деятельности. Нравственное совершенство личности – вот, в чем видел он цель христианской жизни, поэтому в отношении телесных подвигов он держался, если так можно выразиться, золотой середины, лишь постольку постясь и исполняя телесные подвиги, поскольку это необходимо для побеждения в себе чувственности, похотений плоти. Он сам говорит о себе: я не постился, не бодрствовал ночью, не лежал на сырой земле, но я смирился, и Господь меня спас. Этим он не хочет сказать, что он вовсе не постился и не бодрствовал, но он желает сказать, что главное дело христианина – это побеждение своего самолюбия, своей гордости и в приобретении добродетели смирения, а смирение приобретается молитвой, постоянной борьбой со своими страстями, внимательным изучением самого себя и постоянным чтением Священного Писания».
Тропарь, глас 8:
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней,/ сия́я чудесы́, Иоа́нне о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 1:
Плоды́ присноцвету́щия/ от твоея́ кни́ги принося́ уче́ния, прему́дре,/ услажда́еши сердца́, сим с трезве́нием вне́млющих, блаже́нне:/ ле́ствица бо есть, ду́ши возводя́щая от земли́ к Небе́сней и пребыва́ющей сла́ве,// ве́рою чту́щих тя.