Людмила Кватадзе 27 Апр 2013
«ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ ЗДЕСЬ, НЕ УМЕР БЫ БРАТ МОЙ».
«Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». В этих словах Марфы — вера во Христа и одновременно упрек, который люди так часто произносят в подобных скорбных обстоятельствах. Бога нет рядом, когда нужно. Отсутствие Бога, молчание Его такое, что, кажется, что Он безразличен к человеческому горю. Как одинок человек в этом мире! Отчаянно одинок — перед лицом торжествующего зла, беззакония, страдания и смерти. Не лучше ли забыть обо всем, оглохнуть ко всему, жить, как все живут, ибо завтра умрем?
Не в этом ли заключалось падение Адама? Бог создал его, Бог дал ему заповедь, ограничивающую свободу человека, и удалился. Бог пребывает на небесах — Судия далекий и взыскующий. И Адам был побежден страхом. Он взял свою судьбу в свои руки, он сам решил разобраться — что есть добро и что есть зло, сам решил стать строителем своего счастья.
Бога нет. Может быть, Он по-прежнему где-то есть — но здесь Его нет. Адам и Ева действительно вошли после этого в обезбоженную страну — страну смерти, страну Каина — их будущего сына, туда, где нет больше Бога Живаго, откуда жизнь ушла. Адам возвратился в землю, в прах, из которого был создан. И вот теперь Христос, намеренно отсутствовавший во время болезни и смерти Своего друга Лазаря, показывает, что человек, отделенный от Бога, находится в стране смерти.
Наш пост завершается там, где он начался, — воспоминанием Адамова изгнания из рая, из жизни. Христос — Новый Адам, Сын Человеческий — являет в Своем лице, что человек, пребывающий в присутствии Божием, может пройти через страдания и смерть, что жизнь, единая с Богом, крепче всего. Он показывает, что человек оставляет Бога, а не наоборот. Евангелие от Иоанна, которое читается за Божественной Литургией — то слово Божие, которое цветет многими знаменьми, дает сегодня высшее знамение победы человека над смертью. Победа эта совершается, когда человек находится в совершенном соединении с Богом. Скоро Христос Сам станет знамением победы Божией. Сегодня мы еще не празднуем Пасху, хотя воспеваем: «Воскресение Христово видевше.» Еще не наступило Воскресение Господне, а только благовестие о Нем. Лазарь возвращается к жизни, и его уже мертвое , распадающееся тело снова станет живым. И это есть знамение бесконечно более глубокой реальности, чем ту, которую знает человек. Знамение воскресения, вхождение человека в жизнь Самого Бога, где смерти больше нет. <…> Ради этого воскресения Бог стал человеком, отрицаемым, отвергаемым, уничтожаемым — ради того, чтобы живые и мертвые узнали, что они призваны к жизни. «Веруешь ли сему?» — как Марфу спрашивает каждого из нас сегодня Господь. Да будет дано нам в эти пасхальные дни ожить, как Лазарю четверодневному, прозреть, как евангельскому слепорожденному, и сказать: «Верую, Господи!»- и поклониться Ему.
Протоиерей А. Шаргунов.