Татьяна Палий 29 Янв 2023
«Братья и сестры, с сегодняшнего дня Святая Церковь начинает готовить нас к подвигу Великого поста. На Литургии мы услышали Евангелие, которое повествует о том, как Господь шел со своими учениками, за Ним следовали люди, которых Он учил. Был там некий Закхей, начальник мытарей. Он уразумел, по какой дороге должен пройти Христос, и, чтобы увидеть Его, влез на дерево, так как был мал ростом.
Интересно, что Господь его не видел. Как Человек, Он шел далеко, учил, разговаривал, общался с учениками. И вдруг, поравнявшись с этим деревом, Он поднял голову и обратился к Закхею: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Это обращение привело Закхея в умиление, потому что он не ожидал, что Сам Господь обратит на него внимание и тем более изъявит желание посетить его дом, потому что мытари в еврейском народе не пользовались авторитетом. Они собирали подать в пользу римского императора и часто забирали больше, чем надо, чтобы хватило еще и им самим…
Когда Господь вошел в дом Закхея-мытаря, тот умилился и произнес: «Господи, половину моего имения я отдам нищим, а если кого обидел, я отдам вчетверо больше» (Лк.9:8). Тогда Христос, обравшись к тем, которые осуждали Его, что Он зашел в дом к этому грешному человеку, сказал: «Днесь спасение дому сему» (Лк.9:9). То есть сегодня совершается исправление этого человека и всех его домочадцев, потому что он решил по-другому жить с сегодняшнего дня.
Так вот, братья и сестры, со следующего воскресенья в православных храмах начнется пение покаянной стихиры: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Слово «покаяние» мы слышим очень часто, но каждый воспринимает его на своем уровне. «Покаяние» означает «изменение». В первую очередь, изменение ума человека. А если есть изменение ума, то есть изменение и самого человека: его взглядов, мировоззрения, целей и задач его жизни.
С сегодняшнего дня Господь обращает внимание каждого из нас на наши собственные взгляды, желания, устремления. И что выясняется? Человек, который потерял рай, пришел на землю, чтобы постепенно изменить свое отношение к Богу, к людям, к окружающему миру, пришел, чтобы найти потерянное, – вдруг начинает искать совсем другое.
Дело в том, что в раю у наших прародителей, Адама и Евы, самым большим блаженством было общение с Богом. Даже не то, что они могли наслаждаться райской красотой, не то, что все животные преклонялись перед ними и они давали названия всему творению. Но как написано в Книге Бытия, Господь являлся в середине дня и общался с ними. Именно это общение человека со своим Творцом было самым большим блаженством, самым большим счастьем. Именно это общение потеряли Адам и Ева, когда согрешили, преступили заповедь Божию и не смогли покаяться, а оправдывали себя.
С тех пор человечество жило на земле много лет, понимая, что само не сможет вернуть потерянный рай. Часть человечества стала покланяться истуканам, деревьям, камням – это язычники. А другая, малая часть, – это праведники, которые ожидали пришествия в мир Спасителя, Мессии, Искупителя, Господа нашего Иисуса Христа. И вот, когда Он явился, то люди, которые не забыли, для чего они на земле, не забыли, что́ они потеряли, стали искать самое нужное для спасения, для блаженства, для счастья – Самого Бога.
Каждый из нас, братья и сестры, рождается, принимает Таинство Крещения, получает полное прощение всех грехов, начинает жизнь с чистого листа. У каждого человека в жизни есть свои цели, задачи. Кто-то их не понимает и не видит, не верит, что Бог есть. В их жизни главное, чтобы было, где спать и что есть. Но в действительности самое главное для каждого из нас – это сделать правильный выбор и правильный вывод: для чего мы живем на этой земле.
В эти подготовительные недели к Великому посту Господь дает нам самое главное назидание: чтобы мы не потерялись в этой жизни, нам нужно увидеть Христа, приблизиться ко Христу.
Очень часто мы, подобно Закхею, малы ростом, то есть грехи, суета, повседневные дела отвлекают нас от Бога, и мы становимся маленькими, незначительными в этой жизни. Настолько незначительными, что часто наш выбор заключается не в том, чтобы служить Богу, двигаться ко спасению, а в том, чтобы служить себе. Сознательно или бессознательно, но мы выбираем услаждение в этой жизни. Будь то плотские услаждения, богатство или различные другие ценности – все это делает нас перед лицом Божиим и перед лицом других людей очень маленькими. Настолько маленькими, что мы становимся людьми, которые не могут Христа увидеть. Для того чтобы увидеть Христа, человеку нужно сделать что-то важное, подняться, возвыситься.
Иногда спрашивают: «Как спастись? Что выбрать? Монашеский путь или мирской?» Конечно, когда встает вопрос о монашестве, это, в первую очередь, подсознательный вопрос о прямом решении служить Богу. Если человек задается вопросом о смысле жизни, он, конечно, живет с желанием увидеть Бога, поэтому он стремится к монашеству, чтобы не отвлекаться на другие вещи.
Если человек не хочет монашества принципиально, значит, он хочет более слабого пути, не прямого, не вертикального пути к Богу, а хочет и Богу служить, и себе хорошо делать. Это не запрещено, это обычная человеческая жизнь. Но дело в том, что сегодня в нашей жизни очень мало людей, которые ставят себе целью спасение.
В основном, человек стремится, чтобы у него все было: чтобы было достаточно средств, чтобы были условия, комфорт, чтобы он достиг какого-то статуса по работе, каких-то должностей, званий, хорошего места, хорошей заработной платы. Все это входит в служение человека самому себе. И чаще всего такое служение ущемляет служение Богу.
А монашествующие – это люди, которые стараются угождать только Богу, отстраняясь от всего остального. Они проводят иноческую (иную) жизнь: постятся, молятся, ущемляют себя, отказываются от привилегий, от каких-то даже нужных вещей. И все это делается для того, чтобы стяжать в себе Христа.
Так вот, Великий пост – это подвиг, который заключается в том, чтобы ущемлять себя, оставить то, что нам нравится, ради того, чтобы увидеть Христа. Невозможно служить и Богу, и себе одновременно. Господь говорит в Евангелии: «Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16:13), потому что одному будем усердствовать, а другим пренебрегать. Человек становится либо сам себе господином, либо рабом Божиим.
Поэтому, чтобы приблизиться к Богу и стать тем Закхеем, который хотел видеть Христа, надо ущемлять себя. Среди богатства, роскоши и удобства невозможно увидеть Бога. Очень тяжело стяжать благородство души среди всего этого изобилия. Поэтому с сегодняшнего дня мы должны постараться понять, что наше спасение зависит от того, насколько мы будем приближаться к Богу, насколько мы с вами захотим увидеть Христа.
Сегодня мы совершили Божественную литургию. Это особенное молитвенное состояние, особая благодать, потому что здесь, в монастыре, идет подвиг молитвы, подвиг ежедневного монашеского правила, чтение, пение молитв, служение Богу. Мы должны понимать, что та благодать, которая привлекает людей сюда, а также в другие монастыри, в другие церкви, – это самое главное, что мы должны накапливать в своей жизни. Это то богатство, которое мы можем взять с собой в загробную жизнь, перенести в вечность. Самая главная цель – научиться собирать это богатство.
Пусть у нас будет нужное на потребу, пусть будут дома, машины, но пускай это все уступит место нашему желанию увидеть Христа. Вот тогда будут исполняться слова Господа: «Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам» (Мф.6:33). А когда мы ищем все остальное, то не достигаем ничего, тем более нечего говорить о Царствии Божием.
Душа одного человека дороже всего богатства этого мира. Если, например, человек заболеет, душа его начнет разлучаться с телом и очень захочется кому-то отдать все-все свое богатство, все в этом мире, чтобы он жил и был здоров, то без воли Божией, ничего он не получит. Все богатство, которое есть на земле, не может спасти человека, дать ему жизнь.
Для спасения нашей души, для искупления, для обретения Христа, мы должны ущемлять себя – это самое главное в нашей жизни. Если мы не встретим Христа в земной жизни и не последуем Ему, то сколько бы мы ни прожили – 50, 80, 40 или 70 лет, – эта жизнь пройдет для нас без пользы. И только в свете искания Христа, стяжания благодати Божией наша жизнь приобретает смысл.
Сегодня мы вспоминаем спасение дома Закхея и делаем выводы для себя. Кто-то, может быть, уже решил, кто-то еще будет думать. Дай Бог, чтобы наша жизнь, наше служение Богу, наши дела оставили отпечаток благодати Божией, дали нам возможность наполнить земную жизнь смыслом, чтобы, перейдя в жизнь вечную, мы имели то благо, то утешение, которое имел Адам в раю: общение с Творцом, славословие Бога в Троице, которое есть питание ангелов и праведников и от которого человек живет вечно во Христе.
Спаси вас Господи, всех вам благ. Дай Бог, чтобы желание увидеть Христа каждый день в молитвах, в добрых делах, в соблюдении совести никогда не было заглушено мирскими делами и мирской суетой. Аминь».
Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 5 февраля 2017 г.