Людмила Кватадзе 07 Апр 2014
БЛАГОВЕЩЕНИЯ, тропарь гл.4
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с тобою.
КОНДАК гл.8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная.
С ПРАЗДНИКОМ, РОДНЫЕ! С БЛАГОВЕЩЕНИЕМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
Сегодня — начало нашего спасения и откровение предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает о ниспослании благодати. Поэтому и мы вместе с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
О ТАЙНЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ И ПОКЛОНЕНИИ КРЕСТУ ХРИСТОВУ.
В Благовещении — все наши праздники. Все вырастает и расцветает из Благовещения. В нем — Рождество Христово:»Я возвещаю вам радость, которая будет всем людям.» В нем — Крест и Воскресение и,наконец, Пятидесятница. Пречистая Дева, вся уже исполненная духа Святого, как свидетельствует Ангел: «Радуйся, Благодатная», слышит благовестие: «Дух Святой найдет на Тебя.» Это возвещение Пятидесятницы, ибо Церковь призвана с этого момента восходить от Пятидесятницы к Пятидесятнице, чтобы достигнуть обожения человека, успения, вознесения всего святого человечества.
В Благовещении Пресвятой Богородицы сокрыта тайна поклонения Кресту Христову,которую Церковь Христова приносит сегодня. Пречистая Дева принимает благую весть о рождении во плоти Превечного Слова, Дающего нам жизнь вечную: «Да будет Мне по глаголу твоему.» «Слово обманутой диаволом Евы,- говорит святой Иоанн Златоуст,- воздвигло древо, которым Адам был изгнан из рая. Слово Девы воздвигло древо Креста, которым разбойник — образ Адама — входит паки в рай.»
Доныне ни один человек не знал Бога в полноте истины ибо Бог может быть увиден только во Христе Искупителе. «Дай нам увидеть Твое лицо»,- молится Псалмопевец. Тайна Благовещения открылась, когда Христос в Своей смерти явился Сыном Божиим. Бог явился более чем когда-либо непостижимым в пасхальном лике Христа, покрытом бесчестием и славой. Он — Агнец, Который стоит и Агнец закланный как свидетельствует Откровение о единой тайне всемогущества Христова Воскресения и предельной немощи Его смерти (Откр.5,6). Сила и немощь, всемирное владычество и абсолютное смирение действуют в Нем одновременно.
Смерть и жизнь — неразделимы в Пасхе Христовой и различаются только нашим духом. В Апокалипсисе Христос приходит как лев от Иуды, принося победу, и Он же — закланный Агнец. В Пасху мы воспоем: «Возбудил еси уснув мертвыя от века, царски рыкавый, яко от Иуды лев.» Он — Пастырь бесчисленного стада, и Он — Агнец, меньший из всех в этом стаде, возвеличенный закланием.
Чтобы постигнуть величие Божие, наш дух должен устремляться в двух, по видимости, направлениях — в высоту и глубину, к тайне Благовещения и к тайне Крестной смерти Христовой. И это значит — туда, где всемогущество Божие, поставляющее Его бесконечно превыше всего творения ,и туда, где Его отказ утвердить Свою силу перед нами. Кто может дойти до конца этих двух пределов и привести их в единство? Невозможно истинно познать Бога, не увидев Его Духом Святым во Христе Распятом и Воскресением, где Его бесконечная сила и есть Его абсолютное предание Себя ради нас на заклание.
Не существует Бога в немощи по образу человеческому — точно так же, как не существует в Нем силы по человеческим понятиям, ибо «немощное Божие сильнее человеков.» Но, говоря человеческим языком о тайне Воплощения,Бог являет Себя одновременно в смирении смерти Христовой и во всемогуществе Его славы. Ибо Бог есть любовь, и Его всемогущество есть не что иное, как Его бесконечная любовь. Мы знаем, что подлинная любовь по отношению к любимому всегда смиренна и всегда жертвенна. Непостижимая тайна Божественного смирения и самоотдачи — явление Его в Благовещении и в схождении нашего ради спасения даже до ада. Это дар роду человеческому абсолютной чистоты, достояние превечной любви Отца, Сына и Святого Духа. И принятие этого дара за всех нас Божией Материю в Благовещении и в собственном Ее Успении — по дару Христа, во ад Сошедшего и с Собою вся Воскресившего.
И в вечности Христос пребудет в этом смирении и в этом величии, одновременно «Больший всех» и «Служащий всем». Поклонением Кресту и покаянием,завершив Великий пост, Церковь вступит в ликование Христовой победы… Таков наш Бог, Господь Иисус Христос, в предельной немощи предавший Себя за жизнь мира. И рядом с Ним всегда Пресвятая Пречистая и Преблагословенная Богородица, больше всех Научившаяся смирению и любви Христовой. «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна.» Она за всех приняла дар Благовещения, чтобы для всех жизнь была Христос, и смерть — преображение.
Протоиерей Александр Шергунов