Татьяна Палий 10 Апр 2020
13 апреля 2020 года для всех православных христиан начинается важнейший период подготовки к Светлому Христову Воскресению – Страстная седмица, завершающая собой Великий пост.
В этот период мы вспоминаем великие страдания и мученическую смерть на кресте Господа нашего Иисуса Христа ради спасения каждого из нас от рабства греха и дьявольского искушения. А потому это не только время особого духовного внимания, но и возможность оставить свои мирские заботы, чтобы быть в этот период ближе к Богу, благодарить Его и сопереживать мукам Спасителя.
Страстная седмица – это основной подготовительный период, предшествующий Пасхе Христовой, и в полной мере демонстрирующий нам, что иного пути к спасению, кроме как через крест и страдания, просто не существует.
Все это время мы вспоминаем о мученической смерти на кресте Иисуса Христа, а потому все богослужения Страстной недели отличаются особой строгостью и одновременно торжественностью, каждый ее день носит название «Великий» и имеет свое значение. Поэтому все христиане по возможности стараются в это время, как можно чаще бывать в храме, с большим усердием пребывать в домашней молитве и чтении Евангелия, причаститься в Великий Четверг и Светлое Христово воскресение. А также вести себя с особой кротостью и благоговением, не требовать к себе любви от окружающих, а самим стараться проявлять по отношению к ним свои любовь и заботу, дабы в мире подойти к Пасхе Христовой.
Все богослужения Страстной седмицы построены таким образом, чтобы мы не пропускали ни одного из них. Поэтому на протяжении Страстной седмицы богослужения в храме прпп. Кирилла и Марии Радонежских будут совершаться ежедневно.
Так, в Великий Понедельник (13 апреля) мы будем вспоминать сразу несколько событий земной жизни Иисуса Христа: проклятие бесплодной смоковницы, притчи о двух сыновьях и злых виноградарях, символизирующих отрекшегося от Христа всякого человека, не приносящего добрых плодов своей жизни, а также пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях. К этому присоединяется воспоминание о ветхозаветном Иосифе, как прообразе Христа в Его страданиях и победе.
Великий Вторник (14 апреля) – день, особенно наполненный проповедническим служением Спасителя. Зная о Своих близких крестных страданиях и кончине, Он много учил, обличал и наставлял. Среди многих притч и поучений, данных Господом в этот день, особо выделяется притча о десяти девах, ожидавших Жениха…
В Великую Среду (15 апреля) на богослужениях многократно обличается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом, но главная цель этого обличения заключается в том, чтобы каждый из нас смог задуматься и обличить Иуду в себе. В этот день последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина.
Тропарь, глас 8:
Се Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, Его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас.
Кондак Великого Понедельника, глас 8:
Иа́ков рыда́ше Ио́сифова лише́ния,/ и до́блий седя́ше на колесни́це, я́ко царь почита́емь;/ еги́птяныни бо тогда́ сласте́м не порабо́тав,/ воспрославля́шеся от Ве́дущаго челове́ческая сердца́,// и посыла́ющаго вене́ц нетле́нный.
Кондак Великого Вторника, глас 2:
Час душе́ конца́ помы́сливши,/ и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися,/ да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная,/ бо́дрствующи и зову́щи:// да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва.
Кондак Великой Среды, глас 4:
Па́че блудни́цы, Бла́же, беззако́нновав,/ слез ту́чи ника́коже Тебе́ принесо́х;/ но молча́нием моля́ся припа́даю Ти,/ любо́вию облобыза́я пречи́стеи Твои́ но́зе,/ я́ко да оставле́ние мне, я́ко Влады́ка пода́си долго́в,/ зову́щу Ти, Спа́се:// от скве́рных дел мои́х изба́ви мя.
На богослужениях Великого Четверга (16 апреля) мы вспоминаем важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения. На утреннем богослужении все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
Тропарь, глас 8:
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 2:
Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.
Великая Пятница (17 апреля) – день осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Спасителя, день великой скорби и строгого поста для всех христиан (по традиции до Выноса Плащаницы пища не вкушается).
Тропарь, глас 8:
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 8:
Нас ра́ди Распя́того прииди́те вси воспои́м,/ Того́ бо ви́де Мари́я и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.
В Великую Субботу (18 апреля) Православная Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие Христа в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верой ожидавших Его пришествия.
Тропари, глас 2:
Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Слава: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
И ныне: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.
Кондак, глас 6:
Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный;/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущи го́рько и вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.
Стихира Пасхи, глас 6:
Воскресе́ние Твое́ Христе́ Спа́се, / А́нгели пою́т на Небесе́х, / и нас на земли́ сподо́би / чи́стым се́рдцем / Тебе́ сла́вити.
Тропарь Пасхи, глас 5:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Кондак Пасхи, глас 8:
А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся: / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, // па́дшим подая́й воскресе́ние.