Татьяна Палий 28 Июн 2024
Псалом Давиду
1 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его.
2 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его,
3 очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́,
4 избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами,
5 исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́.
6 Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым.
7 Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́:
8 Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив.
9 Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет,
10 не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шым возда́л есть нам.
11 Яко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его.
12 Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша.
13 Якоже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́.
14 Яко той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́.
15 Челове́к, я́ко трава́ дни́е его́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т,
16 я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́.
17 Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его,
18 и пра́вда Его на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его, и по́мнящих за́поведи Его твори́ти я́.
19 Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его все́ми облада́ет.
20 Благослови́те Го́спода вси Ангели Его, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его, услы́шати глас слове́с Его.
21 Благослови́те Го́спода вся си́лы Его, слуги́ Его, творя́щии во́лю Его.
22 Благослови́те Го́спода вся дела́ Его, на вся́ком ме́сте влады́чества Его, благослови́, душе́ моя́, Го́спода.
«Псалом Давиду». Псалом сей, по видимому, состоит в связи с предшествующим, и тогоже с ним содержания. Ибо в том оплакивающие бедствия свои в Вавилоне просили Бога даровать им возвращение; а здесь улучившие просимое песнословят Благодетеля. А я думаю, что песнопение сие приличествует всем человекам, и освободившимся от более горькаго рабства, и сподобившимся большей свободы. Да и значение самых речений дает видеть, что последнее предположение вернее перваго.
Пс.102:1. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.
«Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его». Исполненные признательности к божественным милостям побуждают самих себя к песнопению, воздавая, чем только можно, Благодетелю. Всегда же возможно песнословить и сохранять в себе глубокое памятование благодеяний. И они посвящают всю внутренность, и всякий помысл устремляют к божественному песнопению; потому что словом: «внутренняя» Пророк назвал помыслы и все душевныя движения.
Пс.102:2. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
«Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его». Душа поучается снова, как возбудить себя, разсеять облако забвения, и возобновить в себе памятование Божиих благодеяний. Слово: «воздаяния» Симмах перевел: благодеяния. Потом Пророк исчисляет в подробности сии благодеяния.
Пс.102:3. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои.
«Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя». Ибо Он даровал тебе отпущение грехов, Он исцелил тебя от страданий. Сего сподобился расслабленный; потому что в одно время сказано ему: «отпущаются тебе греси»; и: «возми одр твой, и иди в дом твой» (Мк. 2, 9, 11). Так сподобились отпущения грехов и жена грешница, и разбойник, и мытари, и все уверовавшие.
Пс.102:4. Избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами.
«Избавляющаго от истления живот твой». Отведенных в Вавилон пленников, хотя освободил Бог от рабства, но не избавил от тленной жизни. А нам даровал надежду воскресения, дал залог Духа, облек нас в ризу безсмертия.
«Венчающаго тя милостию и щедротами».
«Благодатiю есте спасени», как говорит божественный Апостол: «и сие не от вас, Божий дар: да никтоже похвалится» (Ефес. 2, 8–9); и еще: «Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз. Но сего ради помилован бых, да во мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение Свое, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную» (1Тим. 1, 15–16). Поэтому венец дается по благодати и человеколюбию. Так и божественный Исаия от лица невесты взывает: «да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя: яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою» (Ис. 61, 10); и несколько ниже: «и будеши венец доброты в руце Господни, и диадима царствия в руце Бога твоего» (Ис. 62, 3). Все же это – дары и приношения жениха; потому что невеста принесла в дар единую веру.
Пс.102:5. Насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
«Исполняющаго во благих желание твое». поелику есть пожелание предосудительное, воспрещаемое Божественным законом, то кстати присовокупил Пророк: «во благих»; потому что Владыка исполняет благия наши пожелания. «Просите», говорит, «и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкующему отверзется» (Матф. 7, 7–8). «Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» с избытком (Матф. 6, 33).
«Обновится яко орля юность твоя». И сие обновление в святом крещении даровал нам также Владыка, и отсекши ветхость греха, из состаревшихся соделал юными. Согласно с сим говорит Бог чрез Пророка Исаию: «терпящии» Меня «изменят крепость, окрылатеют аки орли» (Ис. 40,31). поелику при сотворении прияли мы в себя Божественныя и царственныя черты, а потом помрачили и повредили их всякаго рода греховными начинаниями; то пророческое слово обещает нам возстановление царскаго достоинства; потому что орел есть царственная птица, и ему вверено царство пернатых. Открывает же нам Пророк и самый образ Божественной щедрости.
Пс.102:6. Господь творит правду и суд всем обиженным.
«Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым». Ибо «не от дел праведных, их же сотворихом мы, – как говорит божественный Апостол, – но по Своей Его милости, спасе нас, банею пакибытия, и обновления Духа Святаго» (Тит. 3, 5). И увидев, что потерпели мы обиду от врага истины, нам обновил источники милости, а на него произнес правдивый приговор.
Пс.102:7. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.
«Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя». Но не по раскаянию устроил нам сие спасение, напротив того издревле предвозвестил сие чрез Пророков, и чрез божественнаго Моисея предначертал наше спасение. И море стало прообразом всесвятаго крещения, камень – сению безсмертных токов, а манна – изображением небесной снеди; и не перечисляя всего в подробности, скажем, что можно найти предызображенным у них и иное.
Пс.102:8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». А причиною сих благ, говорит Пророк, – бездна Божией благости, неизмеримая милость, море человеколюбия.
Пс.102:9. Не до конца гневается, и не вовек негодует.
Пс.102:10. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам.
«Не до конца прогневается, ниже в век враждует» : «Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам». Не восхотел соразмерить наказание с нашими грехами и еще продолжать гнев Свой на нас.
Пс.102:11. Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его.
Пс.102:12. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши.
«Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его» : «Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша». Если бы Пророк нашел разстояния более далекия, то, конечно, их и представил бы на среду, стараясь показать безпредельность Божией благости. Но человеческий помысл не нашел ничего, что было бы выше неба, и имело более далекое разстояние, чем восток от запада.
Пс.102:13. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
«Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его». Он, Создатель и Творец, уподобился в благости отцу, и такую же нежную любовь оказал к рабам, какую отец оказывает к детям.
Пс.102:14. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть.
«Яко Той позна создание наше, помяну яко персть есмы». Создатель знал немощь нашего естества, знал, из чего мы созданы, и опять куда пойдем.
Пс.102:15. Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет.
«Человек, яко трава дние его, яко цвет селный тако оцветет». Ни чем не отличаемся мы от травы и от цветка, который весною разцвел, и вскоре вянет и облетает.
Пс.102:16. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
«Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего». А Симмах перевел так: потому что дух пройдет им, и потом его нет. Духом же Пророк называет душу. Пока душа в теле, оно живет и действует; а как скоро душа отлетела, оно угасает и истлевает, так что не узнаешь прежних черт, не различишь, что это – тело одного, а это – тело другаго. И сие каждый в точности увидит, приникнув в гроб; потому что все одинаковым образом делается добычею тления, и не сохраняет прежних черт.
Пс.102:17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его.
Пс.102:18. И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
«Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» : «И правда Его на сынех сынов хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я». Так скорогиблюща природа человеческая! Но человеколюбие Божие дарует долговечную жизнь, и воздаяние правды, должное предкам, соблюдает до потомков. Так до четвертаго рода соблюло царскую власть Ииую, не стяжавшему совершеннаго благочестия, но в начале только царствования показавшему ревность. Так божественному Давиду соблюло неугасшею искру рода, хотя между тем прозябали и многие нечестивые. Милость же сию, говорит Пророк, прострет Бог на хранящих завет Его, и не просто помнящих заповеди Его, но к словам присоединяющих и дела, и по заповедям благоустрояющих жизнь свою.
Пс.102:19. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
«Господь на небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает». Сие сходно с сказанным в другом псалме: «на высоких живый, и на смиренныя призираяй» (Псал. 112, 5–6). Ибо и здесь пророческое слово научает нас, что Господь всяческих, хотя имеет престол на небе, но, как Создатель, Царь и владыка всего, назирает над тварию и правит ею.
Пс.102:20. Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его.
«Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его», услышати глас словес его. Справедливо Пророк к общению в песнопении призвал и невидимыя Силы; потому что человеческая природа не в состоянии достойно воспеть Тебя Благодетеля, безплотныя же и святыя природы, имея жизнь свободную от страстей, имеют и достаточныя силы исполнять Божественныя заповеди.
Пс.102:21. Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его.
«Благословите Господа вся силы Его, слуги Его творящии волю Его». Чинов небесных много, и они различны; потому что есть Начала, Власти, Престолы, Господства, Серафимы, Херувимы, и другия неизвестныя нам именования, как говорит божественный Апостол (Кол. 1, 16). Но все сии чины пророческое слово заключило под сими двумя именованиями; ибо назвало «Ангелами», как споспешествующих исполнению Божиих заповедей и распространяющих словеса Божии, – «Силами» же, как достаточно сильных делать повеленное, и таковую силу в самом естестве получивших от Сотворшаго.
Пс.102:22. Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
«Благословите Господа вся дела Его на всяком месте владычества Его». Сие не приложимо к Иудеям; потому что, когда пленившие их повелевали воспеть «от песней сионских», поступая законно, сказали они: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Псал. 136, 4)? А нам божественный Апостол предписывает «молитвы творя на всяком месте, воздевать преподобныя руки» (1Тим. 2, 8). Сие и Владыка Христос сказал Самарянке: аминь, аминь глаголю тебе, «жено, …яко грядет час, и ныне есть, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонятся Отцу». Ибо «Дух есть Бог: и иже кланяются Ему, духом, и истиною достоит кланятися» (Иоан. 4, 21, 24).
«Благослови душе моя Господа». Конец согласен с началом. Ибо Пророк, к общению в песнословии призвав умныя сущности, и нас научает; сколько сие возможно, чествовать Творца, и соразмерно силам, возносить Ему благодарственную песнь.
Блаженный Феодорит Кирский