Татьяна Палий 02 Авг 2024
Песнь, псалом Давиду,
2 Гото́во се́рдце мое́, Бо́же, гото́во се́рдце мое́: воспою́ и пою́ во сла́ве мое́й.
3 Воста́ни сла́ва моя́, воста́ни псалти́рю и гу́сли, воста́ну ра́но.
4 Испове́мся Тебе́ в лю́дех, Го́споди, пою́ Тебе́ во язы́цех.
5 Яко ве́лия верху́ небе́с ми́лость Твоя́ и до о́блак и́стина Твоя́.
6 Вознеси́ся на Небеса́, Бо́же, и пo всей земли́ сла́ва Твоя́,
7 я́ко да изба́вятся возлю́бленнии Твои́: спаси́ десни́цею Твое́ю и услы́ши мя.
8 Бог возглаго́ла во святе́м Свое́м: вознесу́ся и разделю́ Сики́му, и удо́ль селе́ний разме́рю.
9 Мой есть Галаа́д и Мой есть Манасси́й, и Ефре́м заступле́ние главы́ Моея́, Иу́да царь Мой.
10 Моа́в коно́б упова́ния Моего́ на Идуме́ю наложу́ сапо́г Мой: Мне иноплеме́нницы покори́шася.
11 Кто введе́т мя во град огражде́ния? Или́ кто наста́вит мя до Идуме́и?
12 Не Ты ли, Бо́же, отри́нувый нас? И не изы́деши, Бо́же, в си́лах на́ших?
13 Даждь нам по́мощь от ско́рби, и су́етно спасе́ние челове́ческо.
14 О Бозе сотвори́м си́лу, и Той уничижи́т враги́ на́ша.
Пс.107:1. Песнь псалма Давиду.
И в этом псалме проповедуется пришествие Господне, именно же к язычникам. Но поскольку все стихи этого псалма объяснены уже в псалмах прежних, то излишним было бы делом вновь повторять то же в объяснение предлагаемого псалма.
Пс.107:2. Готово сердце мое, Боже.
Пс.107:3. Востани слава моя.
А слава его есть умозрительная и деятельная способность, располагающая к добродетели нравственной и делопроизводственной.
Пс.107:5. Яко велия верху небес милость Твоя.
Так велика милость Твоя, что превышает высоту небесную, и лучи истины Твоей быстро распростираются повсюду, потому что пророки, апостолы и учители росою ее напаяют землю.
Пс.107:6. Вознесися на небеса, Боже.
С начала и до сего выражения псалом сходен с Пс.56, а отсюда и до конца – с Пс.59, и что следовало сказать, то уже сказано.
Пс.107:8. Вознесуся и разделю Сикиму.
Что у иудеев было лучшего и превосходнейшего, то с радостью обещает разделить и размерить в наследие язычникам. Ибо как добрый отец радуется, приемля и приобретая многих сынов. Говорит же это иносказательно и загадочно. В юдоли языческой находился этот город, называемый Сихемом или Сикимой. Здесь поселился с детьми Иаков, вышедши из Месопотамии. Здесь Эммор, сын Сихема, полюбив Дину, дочь Иакова, похитил и растлил ее.
Сыны Иаковлевы пришли и предали смерти его и весь народ его. Таким образом Сикима, «удоль селений», сделалась владением патриарха. Почему Иаков, при разделе земли детям, город сей, как лучший участок, отделил Иосифу, потому что он по молодости лет, не участвовал с братьями в убийстве. Поэтому-то и дает обетование разделить и размерить, чтобы уразумел ты в этом иносказании, что превосходнейшее наследие нового Иосифа – Христа уделяется язычникам.
Святитель Афанасий Великий