Татьяна Палий 09 Авг 2024
В коне́ц, псалом Давиду,
1 Бо́же, хвалы́ моея́ не премолчи́,
2 я́ко уста́ гре́шнича и уста́ льсти́ваго на мя отверзо́шася, глаго́лаша на мя язы́ком льсти́вым,
3 и словеси́ ненави́стными обыдо́ша мя, и бра́шася со мно́ю ту́не.
4 Вме́сто е́же люби́ти мя, оболга́ху мя, аз же моля́хся,
5 и положи́ша на мя зла́я за блага́я, и не́нависть за возлюбле́ние мое́.
6 Поста́ви на него́ гре́шника, и диа́вол да ста́нет одесну́ю его́.
7 Внегда́ суди́тися ему, да изы́дет осужде́н, и моли́тва его да бу́дет в грех.
8 Да бу́дут дни́е его ма́ли, и епи́скопство его́ да прии́мет ин:
9 да бу́дут сы́нове его си́ри, и жена́ его вдова́:
10 дви́жущеся да преселя́тся сы́нове его и воспро́сят, да изгна́ни бу́дут из домо́в свои́х.
11 Да взы́щет заимода́вец вся, ели́ка суть его́, и да восхи́тят чужди́и труды́ его.
12 Да не бу́дет ему засту́пника, ниже́ да бу́дет ущедря́яй сироты́ его́.
13 Да бу́дут ча́да его́ в погубле́ние, в ро́де еди́ном да потреби́тся и́мя его.
14 Да воспомяне́тся беззако́ние оте́ц его пред Го́сподем, и грех ма́тере его да не очи́стится.
15 Да бу́дут пред Го́сподем вы́ну и да потреби́тся от земли́ па́мять их.
16 Зане́же не помяну́ сотвори́ти ми́лость, и погна́ челове́ка ни́ща и убо́га, и умиле́на се́рдцем умертви́ти.
17 И возлюби́ кля́тву, и прии́дет ему, и не восхоте́ благослове́ния, и удали́тся от него́.
18 И облече́ся в кля́тву я́ко в ри́зу, и вни́де я́ко вода́ во утро́бу его́, и я́ко еле́й в ко́сти его.
19 Да бу́дет ему я́ко ри́за, в ню́же облачи́тся, и я́ко по́яс, и́мже вы́ну опоясу́ется.
20 Сие́ де́ло оболга́ющих мя у Го́спода и глаго́лющих лука́вая на ду́шу мою́.
21 И ты, Го́споди, Го́споди, сотвори́ со мно́ю и́мене ра́ди Твоего́, я́ко бла́га ми́лость Твоя́.
22 Изба́ви мя, я́ко нищ и убо́г есмь аз, и се́рдце мое́ смяте́ся внутрь мене́.
23 Яко сень, внегда́ уклони́тися ей, отъя́хся, стрясо́хся я́ко пру́зи.
24 Коле́на моя́ изнемого́ста от поста́, и плоть моя́ измени́ся еле́а ра́ди.
25 И аз бых поноше́ние им, ви́деша мя, покива́ша глава́ми свои́ми.
26 Помози́ ми, Го́споди Бо́же мой, и спаси́ мя по ми́лости Твое́й,
27 и да разуме́ют, я́ко рука́ Твоя́ сия́, и Ты, Го́споди, сотвори́л еси́ ю́.
28 Проклену́т ти́и, и Ты благослови́ши, востаю́щии на мя да постыдя́тся, раб же Твой возвесели́тся.
29 Да облеку́тся оболга́ющии мя в срамоту́, и оде́ждутся, я́ко оде́ждею, студо́м свои́м.
30 Испове́мся Го́сподеви зело́ усты́ мои́ми, и посреде́ мно́гих восхвалю́ Его,
31 я́ко предста́ одесну́ю убо́гаго, е́же спасти́ от гоня́щих ду́шу мою.
В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица.
Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость (Пс.108:3–4); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя («епископа» – Пс.108:8 в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид (1Цар. 22:6–19), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.
Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1–5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6–10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11–20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси, чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21–31).
Пс.108:1. Боже хвалы моей! не премолчи,
«Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) – Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований.
Пс.108:6. Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
Пс.108:7. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
Среди врагов особенной ненавистью к Давиду отличался один, о строгом суде над которым он и молит Бога. – «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную» – пусть против него свидетельствуют грешник и диавол. Свидетельству грешника здесь придается особенное значение ввиду того, что он, в силу своей испорченности, может открыть в поступках человека, против которого свидетельствует, дурное там, где праведный, неиспорченный и не искусившийся в дурном, не мог бы за своей чистотой предположить худых побуждений или действий. Диавол же, как источник и родоначальник греха, знает все уклонения человека к дурному, а потому может представить на суд поведение человека за всю его жизнь. Требование Давидом такого свидетельства против Доика в основании своем имеет желание строгого суда над ним и полного. – «Молитва его да будет в грех». Давид уверен в осуждении Доика. Кара, предстоящая ему, может вызвать в нем молитву о помиловании. Пусть эта молитва, как подсказанная чувством страха, а потому неискренняя, лицемерная, как вынужденная, не только не будет принята Богом, но и зачтется ему в большую вину: он только здесь вспомнил о Боге, но не для того, чтобы исправить свое поведение пред Ним, а чтобы избежать заслуженной кары от Него. Такая молитва только усиливает его виновность.
Пс.108:8. да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
«Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой». Пусть Господь сократит его жизнь, пошлет преждевременную смерть, а его почетное положение передаст более достойному. Заведование стадами Саула было видным положением, так как в руках такого человека сосредоточивалась вся материальная сторона содержания царя, он был близок к царю и мог влиять на последнего. В кн. Деяний 1 гл. (Деян. 1:20) это место приводится при избрании диакона Матфия вместо погибшего Иуды, как уже предуказание в Ветхом Завете этого события. Таким образом, здесь Доик является прообразом Иуды, тоже заведовавшего хозяйственной стороной в общине Иисуса и предавшего Его также, как и Доик предательски выдал Давида Саулу. Вероятно, Доик, как можно заключить из свидетельства кн. Деяний, был лишен своего звания, как и Иуда после предания Христа перестал быть Его апостолом и заменен позже новым лицом.
Пс.108:9. дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;
Пс.108:10. да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
Пс.108:11. да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
Пс.108:12. да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
Пс.108:13. да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
Пс.108:14. да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
Наказание Доика пусть отразится на членах его семьи и их внешнем благосостоянии: пусть его дети и жена, потерявши весь свой достаток, который перейдет в руки заимодавцев, будут переходить из дома в дом и жить или подаянием, или той случайной платой за работу, которую они будут выполнять для других в качестве слуг их. Пусть никто не окажет защиты не только Доику, но и его детям, которые да не оставят после себя потомства, чтобы память («имя») о нем исчезла в одном поколении. Пусть Господь с него взыщет не только за его грехи, но и за грехи его родителей. Такая ответственность за грехи предков понятна: воспитание у древних отличалось родовым характером, т. е., отцы воспитывали своих детей не только в роде жизни и занятиях своих предков, но и передавали и прививали им свои, чисто личные воззрения, так что сын являлся копией своего отца («умре отец его, и аки не умре» (Сир. 30:4–6 )), а потому пороки отца переходили и к сыну, и были в нем не внешними и мимолетными порывами, а выражением его личности, почему они и отвечали за грехи предков, точнее – за свои, усвоенные от предков.
Пс.108:15. да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
Пс.108:16. за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
Пс.108:17. возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него;
Пс.108:18. да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
Пс.108:19. да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
Такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона – «око за око, зуб за зуб» (Исх. 21:24; Лев. 24:20; Втор. 19:21), закона соответственного возмездия. Так как Доик любил проклинать других, то пусть и сам будет под клятвой, он не хотел другим делать добро («благословения»), то да не получит его и сам. Он и не думал кому-либо оказывать милости, наоборот, он гнал слабых и убогих, преследовал безобидных и кротких («сокрушенного сердцем», может быть разумеются здесь и номвийские священники). Пусть же Божественное Правосудие окружит его бедствиями со всех сторон, как обхватывает человека его одежда, и так плотно, как плотно опоясывает его пояс.
Пс.108:20. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
Такова судьба всех клевещущих и злоумышляющих на меня, говорит Давид, пред Господом!
Пс.108:22. ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
«Сердце мое уязвлено во мне» – я потерял мужество и болею сердцем от незаслуженности преследований и злодейских поступков нечестивых.
Пс.108:23. Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
Пс.108:24. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
«Гонят меня, как саранчу». В постоянных преследованиях, каким подвергался Давид, он был так беспомощен, как кузнечик, которого легко раздавить. Означенное выражение может означать и ту степень усиленных преследований и озлобления, какие выпали на долю Давида. Его гнали так же беспощадно и стремились совсем его уничтожить, как будто он был зловреден для людей, как гибельна саранча, уничтожение которой является великим общественным благодеянием. От частого голодания он настолько ослабел, что ноги его не двигались; самый вид его изменился за отсутствием елея, которым умащали на Востоке свое тело, чем делали кожу эластичнее, менее сухой и труднее поддающейся тресканью от солнечного жара. В противном же случае на теле от жара образовывались трещины, куда попадала пыль, причинявшая сильную боль и изменявшая внешний вид человека, что и случилось в данном случае с Давидом.
Давид заканчивает псалом молитвой о помощи с обетом воспеть Бога среди народа в своих песнях за оказанное ему спасение.
Профессор Александр Павлович Лопухин