Татьяна Палий 23 Авг 2024
Аллилуиа
1 Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м в сове́те пра́вых и сонме.
2 Ве́лия дела́ Госпо́дня, изы́скана во всех во́лях Его́.
3 Испове́дание и великоле́пие де́ло Его и пра́вда Его пребыва́ет в век ве́ка.
4 Па́мять сотвори́л есть чуде́с Свои́х, Ми́лостив и Щедр Госпо́дь.
5 Пи́щу даде́ боя́щымся Его, помяне́т в век заве́т Свой.
6 Кре́пость дел Свои́х возвести́ лю́дем Свои́м, да́ти им достоя́ние язы́к.
7 Дела́ рук Его и́стина и суд, ве́рны вся за́поведи Его,
8 утверже́ны в век ве́ка, сотворе́ны во и́стине и правоте́.
9 Избавле́ние посла́ лю́дем Свои́м: запове́да в век заве́т Свой. Свя́то и стра́шно и́мя Его.
10 Нача́ло прему́дрости страх Господе́нь, ра́зум же благ всем творя́щым и́. Хвала́ Его пребыва́ет в век ве́ка.
Псалом сей есть хвалебный, или благодарственный, Господу Богу, а потому и подписывается словом: Аллилуиа, т.е. «хвалите Бога!» Все содержание псалма касается таких предметов, которые возбуждают к хвале и славословию Бога. А потому, как сам псалмопевец выражает это хвалебное настроение души своей, так и других возбуждает к тому же. По самому началу своему: «Славлю Тебя, Господи, в совете праведных и в собрании» (ст. 1), – псалом 110 напоминает собою о времени Ездры и Неемии, когда, по свидетельству истории, довольно часто созываемы были народные собрания, для поучения в законе Божием, которые обыкновенно начинались и оканчивались прославлением Господа (Неем. 8:1,6,8, 9:1,3,5 и др.). На основании сего свидетедьства, равно и содержания всего псалма, нужно бесспорно отнести происхождение сего псалма ко времени, ближайшему к жизни иудеев после плена вавилонского.
Пс.110:1 Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме.
Первые слова стиха сего по переводу с еврейского читаются так: «Славлю Тебя, Господи», или: «буду прославлять Тебя, Господи, всем сердцем моим», – не языком только и устами, но от всей души буду благодарить Тебя за все благодеяния, содеянные Тобою, как для меня, так и для других людей. Под именем совета правых псалмопевец разумеет собрание церковное, или ветхозаветную иудейскую Церковь, а под именем сонма – собрание (греч. ) вообще благочестивых людей, для поучения в законе Божием и для общественной молитвы. Ветхозаветная иудейская Церковь называется советом правых, или праведных, не потому, что все принадлежавшие к ней были праведными, а потому, что должны быть таковыми. Для того она и установлена была, чтобы на земле были такие люди, которые благочестиво и праведно чтили Бога, живя по предписанным от Бога законам. В таком именно смысле св. апостолом Павлом названы святыми христиане, потому что таковыми становятся они по призванию, крещению и исповеданию веры, т.е. что они должны быть святыни, если хотят соответствовать призванию и исповеданию. Так и Церковь в Символе веры называется «Святою», но не потому, что сколько ни есть в Церкви членов, все они святы, а потому, что должны быть святы. И хотя в числе членов Церкви бывают такие, которые проводят позорную и постыдную жизнь, но они не препятствуют Церкви быть Святою, потому что они освящаются пребывающею в ней благодатию Святого Духа. Церковь христианская свята и потому, что Иисус Христос, Который есть Глава Церкви, есть Святый Святых, а также и потому, что она посвящена вся Богу, виновнику и источнику святости.
Пс.110:2–3 Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его: исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века.
По связи с предыдущим, пророк-псалмопевец находит уместным прославить Бога за величие дел Его. В собрании народа чем другим и прославить Бога, как не указанием на великие дела Его, которые Он чудодейственно совершил при сотворении мира, и после того всегда творил, при всех случаях благодетельного промышления Его о мире и человеке, и все эти дела Господни в точности и как нельзя более соответствуют всем Его хотениям, изыскана (приспособлены) во всех волях Его. «Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает во век» (пер. с евр.). «Все дела Господни, – по словам св. Иоанна Златоуста, – сами по себе велики, но не представляются велики, когда не имеют праведного судии о них. Так и солнце само по себе светло и блистательно и освещает всю вселенную, но для больных глазами оно не таково, хотя нельзя винить в том солнца, а недостаток, состоящий в болезни их; почему и Сирах сказал: «дела Господа все хороши и всякой нужде, во время ея, могут помочь, и нельзя сказать: это хуже сего; ибо все в свое время может заслуживать одобрение. Также нельзя сказать: что это? для чего это? Ибо все на пользу их создано» (Сир.39:40–41,21–22)» [5, с. 298). К делам присовокупил слово и о правде, конечно, для опровержения той всеобщей жалобы, что Бог нечестивым попускает превозноситься, а благочестивым бедствовать. Но пусть все знают и помнят, что судьбы Божии сокровенны, а дела Его всегда праведны, и правда Его пребывает в век века.
Пс.110:4–5 Память сотворил есть чудес Своих: милостив и щедр Господь. Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой.
Господь Бог соделал так, что воспоминание, или память, о сотворенных Им чудесах сохранилась в древней иудейской Церкви чрез слово Его, или чрез Священное Писание, а потом, вместе с Евангелием, сделалось достоянием и всей христианской Церкви. Неисчислимое множество этих чудес, и все они свидетельствуют о великой милости Божией к роду человеческому, о том, что милостив и щедр Господь. По причине сей милости, Он пищу даде боящимся Его. Здесь, впрочем, говорится не «о пище тленной», которую Господь Бог дает не одним только боящимся Его, но всем вообще, а о той пище, о которой учит Иисус Христос в Св. Евангелии и которая питает и «приводит человека в жизнь вечную» (Ин.6:27). О том, что «боящиеся Бога не лишатся» не только пищи, но и вообще «всякаго блага», говорится и в других псалмах (напр. Пс.33:10–11). Слова: помянет в век завет Свой в переводе с еврейского читаются так: «вечно помнит завет Свой». Это значит: как хотел Бог, – и устроил, чтобы израильтяне памятовали о чудесах Его, которые Он соделал, при изведении их из Египта и в разные другие времена в истории сего народа, так равно и Сам обещал помнить Завет Свой, в который вступил Он с праотцами и патриархами сего народа, в особенности об обещанном потомству их «семени», чрез которое получат благословение все народы (Быт.22:18).
Пс.110:6–8 Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди его, утвержены в век века, сотворены во истине и правоте.
Одна из наиболее важных статей Завета, учиненного Богом с Авраамом, состояла в том, что Господь Бог обещал дать потомкам его землю Ханаанскую, которая и названа была потом обетованною (т.е. обещанною) землею. Упомянув выше, что Господь Бог обещал помнить завет Свой, заключенный с Авраамом и другими патриархами израильского народа, пророк говорит здесь, что Господь Бог представил (возвести) людям Своим и доказательство непреложности Своего Завета (крепость дел Своих) в том, что дал им достояние язык, т.е. землю, которою раньше владели язычники, или, как выражено в переводе с еврейского: «Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников». А следующие слова пророка: Дела рук Его истина и суд представляют как бы оправдание предыдущей речи, чтобы кто не подумал, что Бог несправедливо поступил, отняв землю Палестинскую у хананеев и отдав ее израильтянам. Жители Ханаанской земли своим нечестием, идолопоклонством и крайним развращением (Лев.18:24–30) заслужили гнев Божий и наказание, а потому и подверглись, по суду Божию, лишению своей земли и изгнанию из нея. И вот пророк свидетельствует: «Дела рук Его – истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (пер. с евр.).
Пс.110:9–10 Избавление посла людем Своим: заповеда в век Завет Свой: свято и страшно имя Его. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала Его пребывает в век века.
Многократно и различные избавления посылал Господь людем Своим в течение долговечной истории еврейского народа: так, Он избавил их от рабства египетского, избавил от нашествия ассириян и от нападений разных других народов, избавил, наконец, от самого тяжкого бедствия, от 70-летнего плена вавилонского. Но псалмопевец, нужно думать, говорит здесь не о том или другом из этих избавлений. Имея в виду близкую связь сего изречения об избавлении с последующим изречением о Завете вечном, который заповедал Господь своему народу, можно не без основания заключить, что пророк-псалмопевец разумеет здесь избавление особенное, не временное и скоропреходящее, а такое, которое имеет связь с вечным назначением человеческого рода. Именно, он разумеет то избавление, о котором возвещал Захария, отец святого Предтечи Господня, говоря: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим» (Лк.l:68). Оно есть то вечное избавление, или искупление, которое принес нам Христос, Сын Божий, искупивший людей от клятвы законной, от рабства греху и от темной власти диаволу ценою Своей крови. И тем самым Господь Иисус Христос постановил (заповеда) с нами вечный Завет, чтобы он был залогом вечного спасения и наследия вечной жизни. О том же вечном завете говорит и св. пророк Иеремия (Иер.31 и след.) такими словами: «Се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину Завет нов, не по завету, его же завещах отцем их в день» и проч. Сказав о сем вечном Завете, пророк-псалмопевец присовокупляет: свято и страшно имя Его, т.е. Тот, Кто заповедал вечный Завет Свой, есть свят и ненавидит скверну греховную, а потому от нас требует святости: «святи будите, яко Аз свят есмь» (Лев.11:44; 1Пет.1:16). Будучи в высшей степени свят, Господь Бог есть, вместе с тем, и страшен, а потому и сказано о Нем: «Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр.10:31). Напомнив о вечности Завета и о святости Виновника Божественного Завета, псалмопевец говорит далее о том, с каким вниманием и с каким благоговейным страхом должны относиться к нему люди. Он как бы так говорит: в сущности заповеданного людям Божественного и вечного Завета заключается премудрость Божия, а начало и основание сей премудрости состоит в страхе Божием. «Страх Господень, – по словам св. Григория Богослова, – есть источник, корень и основание мудрости, ибо где страх, там соблюдение заповеди, а где соблюдение, там и очищение, там и просвещение, а где просвещение, там и исполнение желания» [7, с. 888]. А по словам св. Иоанна Златоуста, «пророк говорит здесь о премудрости, состоящей не в словах, но в делах. И языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей Божеских и человеческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя порок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что мудрее такой души?» [5; с. 309] Так же точно и определенно выражено это и в книге Иова (Иов.28:28): «Се, благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла, есть ведение». С чем вполне согласны и следующие слова псалма: разум же благ всем творящим и, т.е. разумение, или знание, всего того спасительно для тех, кто осуществляет оное на деле; а по переводу с еврейского это выражено так: «разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». Заключительные слова псалма: хвала Его пребывает в век века – вполне согласуются с начинательными и выражают вечную хвалу Богу от души и искреннего сердца псалмопевца.
Протоиерей Григорий Разумовский