30 Авг 2024

Аллилуиа, Аггево и Захарьино,
1 Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, в за́поведех Его восхо́щет зело́.
2 Си́льно на земли́ бу́дет се́мя его, род пра́вых благослови́тся:
3 сла́ва и бога́тство в дому́ его́, и пра́вда его́ пребыва́ет в век ве́ка.
4 Возсия́ во тме свет пра́вым, ми́лостив и щедр, и пра́веден.
5 Благ муж, ще́дря и дая́: устро́ит словеса́ своя́ на суде́, я́ко в век не подви́жится.
6 В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник.
7 От слу́ха зла не убои́тся,
8 гото́во се́рдце его́ упова́ти на Го́спода. Утверди́ся се́рдце его, не убои́тся, до́ндеже воззри́т на враги́ своя́.
9 Расточи́, даде́ убо́гим, пра́вда его пребыва́ет во век ве́ка, рог его вознесе́тся в сла́ве.
10 Гре́шник у́зрит и прогне́вается, зубы́ свои́ми поскреже́щет и раста́ет, жела́ние гре́шника поги́бнет.

Блаженством будет пользоваться тот, кто боится Господа и крепко любит Его заповеди. Как его самого, так и потомков его, наградит Господь, даст обилие внешних благ, поможет в несчастьях (1–4). Истинный чтитель Господа – милостив к другим, честен в слове, не боится молвы, тверд в вере, и Господь наградит его вечной памятью. Нечестивый, при виде его блаженства, заскрежещет зубами и истает от зависти (5–10).

Пс.111:2. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
«Сильно будет на земле семя его» – потомство его будет пользоваться прочным благом, так как Господь изливает свои милости обильно и на потомство любящих Его.

Пс.111:3. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
«Правда его пребывает во век» – или в том смысле, что за праведность предка обильно награждаются и его потомки, т. е. милость Господа обильна и продолжительна, или в том, что праведность награждается вечным блаженством и за гробом.

Пс.111:4. Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
«Тьма» – бедствия. Во время бедствий Господь поможет ему.

Пс.111:5. Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.
«Даст твердость словам своим на суде» – давать правдивые свидетельства, которые являются основанием для приговора судей.

Пс.111:6. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
Истинный праведник никогда не отступает от начал своей жизни, он «непоколебим» во весь век, во всю продолжительность своей жизни. Он будет «в вечной памяти» – память о нем сохранится в потомстве и истории. Можно здесь видеть, как и в 3 ст., указание на вечную близость с Богом, т. е. на вечную жизнь и загробную награду.

Пс.111:7. Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.
Он не боится худой молвы, в своей деятельности не прислушивается к суждениям других лиц и к их порицанию. Руководством его жизни служит не отзыв людей, а вечный и неизменный закон Господа, который и неизменяем-то за свою непогрешимость и непреложную высоту, тогда как вкусы и потребности людей, а отсюда и их отзывы, не отличаются постоянством и устойчивостью.

Пс.111:8. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
Вера в Господа и сознание правоты своей делает его храбрым и не боящимся происков врагов. Он верит, что Господь его защитит.

Пс.111:9. Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.
«Он расточил» – обильно помогал всем нуждающимся. – «Рог его вознесется» – его духовное величие, его нравственная сила будет вознесена, непременно будет награждена.

Пс.111:10. Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.
«Желание нечестивых погибнет» – стремление нечестивых своими происками повредить праведнику не удастся.

Описанный здесь праведник очень подходит к Неемии с его широкой просветительной деятельностью среди возвратившихся из плена евреев, с его благотворительностью, прямотою и теми интригами, которые велись против него при персидском дворе.

Профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии закрыты.