Татьяна Палий 22 Окт 2021
Аллилуиа
1 Во исхо́де Изра́илеве от Еги́пта, до́му Иа́ковля из люде́й ва́рвар,
2 бысть Иуде́а святы́ня Его́, Изра́иль о́бласть его́.
3 Мо́ре ви́де и побе́же, Иорда́н возврати́ся вспять,
4 го́ры взыгра́шася, я́ко о́вни, и хо́лми, я́ко а́гнцы о́вчии.
5 Что ти есть, мо́ре, я́ко побе́гло еси́? И тебé, Иорда́не, я́ко возврати́лся еси́ вспять?
6 Го́ры, я́ко взыгра́стеся, я́ко овни́, и хо́лми, я́ко а́гнцы о́вчии?
7 От лица́ Госпо́дня подви́жеся земля́, от лица́ Бо́га Иа́ковля,
8 обра́щшаго ка́мень во езе́ра водна́я и несе́комый во исто́чники водны́я.
9 Не нам, Го́споди, не нам, но и́мени Твоему́ даждь сла́ву, о ми́лости Твое́й и и́стине Твое́й.
10 Да не когда́ реку́т язы́цы: где есть Бог их?
11 Бог же наш на небеси́ и на земли́, вся ели́ка восхоте́, сотвори́.
12 И́доли язы́к сребро́ и зла́то, дела́ рук челове́ческих.
13 Уста́ и́мут, и не возглаго́лют, о́чи и́мут и не у́зрят.
14 у́ши и́мут, и не услы́шат, но́здри и́мут, и не обоня́ют,
15 ру́це и́мут, и не ося́жут, но́зе и́мут, и не по́йдут, не возглася́т горта́нем свои́м.
16 Подо́бни им да 6у́дут творя́щии я́, и вси наде́ющиися на ня.
17 Дом Изра́илев упова́ на Го́спода: Помо́щник и Защи́титель им есть.
18 Дом Ааро́нь упова́ на Го́спода: Помо́щник и Защи́титель им есть.
19 Боя́щиися Го́спода упова́ша на Го́спода: Помо́щник и Защи́титель им есть.
20 Госпо́дь помяну́в ны благослови́л есть нас, благослови́л есть дом Изра́илев, благослови́л есть дом Ааро́нь,
21 благослови́л есть боя́щыяся Го́спода, ма́лыя с вели́кими.
22 Да приложи́т Госпо́дь на вы, на вы и на сы́ны ва́шя.
23 Благослове́ни вы Го́сподеви, сотво́ршему не́бо и зе́млю.
24 Не́бо небесе́ Го́сподеви, зе́млю же даде́ сыново́м челове́ческим.
25 Не ме́ртвии восхва́лят Тя, Го́споди, ниже́ вси низходя́щии во ад,
26 но мы, живи́и, благослови́м Го́спода отны́не и до ве́ка.
Псалом. Аллилуия.
И в этом псалме изображается призвание язычников, сверх же сего, предлагается учение спасаемым, что и Ветхии Завет есть Божий, и что прежнее спасение народа из обрезанных совершено было Господом.
Пс.113:1. Во исходе Израилеве.
Пс.113:2. бысть Иудея святыня Его.
Когда Израиль освобожден от рабства египетского, тогда иудея соделалась святынею Его. Но не над Израилем только воцарился Господь, напротив того, благодать подается ныне всем народам.
Пс.113:4. Горы взыграшася яко овни.
Когда Бог явился на горах, они как бы взыграли, радуясь спасению Израиля.
Пс.113:5. Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?
Поскольку они не имеют дара слова и не одушевлены, то пророк дает за них ответ:
Пс.113:7. от лица Господня подвижеся земля.
Все это было, потому что явился Господь. Такова причина и движения земли и разделения моря. Ибо и камень бесплодный, который лишен был всякой влаги и по твердости не допускал сечения, Господь наводнил множеством вод, повелев дать от себя в изобилии водные источники. Итак, ни мало это не удивительно: повелел Творец, и разделилось море, и несекомый камень источил воду, и небо ниспослало манну, и ветры собрали крастелей, и все прочее совершилось по Его мановению.
Пс.113:9. Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу.
По-видимому, дает разуметь отпадение народа из обрезанных, и сообщает им молитву для исповедания, что не имеют уже посещающей их силы Божественной. Учит же, говоря: хотя недостойны мы благодати, какой сподобляется всякий народ, однако же ради имени Твоего сотвори с нами, что от начала призвано было на нас, но не воздай нам по правде, как Бог истинный, а не подобный идолам. Почему и присовокупил Псалмопевец:
Пс.113:12. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих.
По некоторым спискам это составляет начало другого, именно – сто четырнадцатого псалма. Но мы, следуя еврейскому списку, признаем это частью сто тринадцатого псалма. Ибо отрокам, которым сказал Псалмопевец: «хвалите отроцы Господа», т. е. народу новому, преподается урок, какого Господа должно им хвалить, именно же Того, Который сотворил столько чудес для исшедших из Египта, а вместе показывается им, каковы были древние их боги, потому что идолы не имели никакого подобия, не только с чудодействующим Богом, но и с последними из одушевленных тварей, одаренных чувством. Ибо твари эти суть дело Божие, а идолы – дело человеческого искусства. Псалмопевец учит их сказать: «подобни им да будут» (Пс.113:16). И этим выражается не зложелательство к людям, но дается нам знать, какой конец уготован идолослужению. Ибо до бесчувственности приверженные к идолам, что касается до смысла их, не отличаются от идолов. Такой-то вред причиняет им кроющаяся в идолах демонская сила.
Пс.113:16. Подобни им да будут творящии я.
Так погибнет имение, так погибнут и собирающие его.
Пс.113:17. Дом Израилев упова на Господа.
Это говорят язычники; т. е. как древле спасал Бог веровавшего Израиля, так и ныне спасет язычников. Ибо
Пс.113:19. боящиися Господа
суть язычники, потому что, по устранении дома Израилева, т. е. целого народа, и дома Ааронова и дома Левиина, кому иному быть боящимися Господа, как не народу из язычников?
Пс.113:22. Да приложит Господь на ны, на ны, и на сыны наша.
Он Тот самый, Чьи законы храним мы. А чтобы не подумал кто, будто бы законодательство Моисеево от кого иного, Псалмопевец прежде, нежели упомянул о законодательстве, сказал о мироздании. И этим учит, что един есть Бог, все же прочее создано.
Пс.113:25. Не мертвии восхвалят Тя Господи.
«Мертвыми» называет служителей демонских, которые не имеют в себе жизни, т. е. ведения о едином Боге.
Святитель Афанасий Великий