Татьяна Палий 01 Июл 2022
Аллилу́иа
1 Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, хвале́ние Его́ в це́ркви преподо́бных.
2 Да возвесели́тся Изра́иль о Сотво́ршем его́, и сы́нове Сио́ни возра́дуются о Царе́ свое́м.
3 Да восхва́лят и́мя Его́ в ли́це, в тимпа́не и псалти́ри да пою́т Ему́.
4 Яко благоволи́т Госпо́дь в лю́дех Свои́х, и вознесе́т кро́ткия во спасе́ние.
5 Восхва́лятся преподо́бнии во сла́ве и возра́дуются на ло́жах свои́х.
6 Возноше́ния Бо́жия в горта́ни их, и мечи́ обою́ду остры́ в рука́х их:
7 сотвори́ти отмще́ние во язы́цех, обличе́ния в лю́дех,
8 связа́ти цари́ их пу́ты, и сла́вныя их ручны́ми око́вы желе́зными,
9 сотвори́ти в них суд напи́сан. Сла́ва сия́ бу́дет всем преподо́бным Его́.
Пс.149:1. Аллилуиа. Воспойте Господеви песнь нову: хваление его в Церкви преподобных.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом содержит утешительное слово, относящееся к одним токмо верным, находившимся в плене, и подает им благую надежду к возвращению во отечество, дабы имели случай благодарить и прославлять Бога за Его милости.
ТОЛКОВАНИЕ
Песнь новая противополагается пению обыкновенному, которое ежедневно употреблялося между благочестивыми Израильтянами в церкви при песнопении Божиих похвал. Откуду следует, что Пророк предлагает здесь слово о редком и необыкновенном благодеянии Божием, которое посему требовало особеннаго благодарения. И нет сомнения, что Псаломник заимствовал слова сии из онаго достопамятнаго места Исаии, где сей Пророк, проповедуя о будущем возстановлении церкви и о вечном царствии Иисуса Христа, подобно сказал: воспойте Господеви песнь нову (Ис. 42:10). Во втором члене стиха содержится обещание или Пророчество о избавлении: ибо продолжая возбуждать верных к взаимному песнопению Божиих похвал, между тем прикровенно показывает, что церковь паки соберется во едино тело и общенародно прославит Бога в собрании верных. Известно бо, что Израильтяне так были разсеяны, что священныя песнопения у них престали, так как сами они, инде жалуяся, говорят: како воспоем песнь Господню на земли чуждей (Пс. 136:4)? Пророк убо увещевает их, дабы при бедственном оном разсеянии не отчаивалися, но паки располагали себя к торжественным собраниям, которыя имеют быть в церкви.
Пс.149:2. Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем.
Пс.149:3. Да восхвалят имя его в лице, в тимпане и псалтири да поют ему.
Продолжает ту же материю, дабы верные не сумневалися, что Бог не всуе избрал род их из всего мира, и потому всегда будет памятовать завет Свой, учиненный с праотцем их Авраамом, дабы и они не забывали, какия оказаны были им милости. Почему хотя на время и отнята была у них земля Ханаанская, в наследие и залог усыновления данная, но Пророк, нарицая Бога Творцем их и Царем сынов Сионих, припоминает, дабы они памятовали, что усыновление их есть аки новое творение, так как и во Пс. 94:6, нарицает их делом рук Божиих не токмо потому, что сотворены от Бога яко и прочие человеки, но и потому, что аки бы снова были созданы, когда Бог извел их из низкости и предпочел всему человеческому роду. Но имя царя имеет здесь пространнейшее знаменование: ибо Пророк говорит, что народ Израильский не токмо создан от Бога, но и создан с тем, чтоб быть ему под всегдашним правлением сего Царя. Мусикийския орудия, о которых упоминает, относятся ко времени детоводительства, то есть, обрядоваго закона, который свойствен был одному токмо древнему народу, как сказано инде.
Пс.149:4. Яко благоволит Господь в людех своих, и вознесет кроткия во спасение.
Сими словами изображает Божие к народу Израильскому благоволение, показуя, что Бог по единой токмо милости Своей избрал Себе сей народ. Из сего источника почерпает и следующия во втором члене слова: вознесет кроткия во спасение. Евреи, по свойству языка своего, нарицают кроткими людей бедных и страждущих без сомнения потому, что бедностию и страданием обыкновенно укрощается гордость плоти, так как богатство и достаток раждает высокомерие и своевольство. Пророк убо благовременным утешением умягчает жестокость настоящих зол, дабы сердца верных, сокрушенныя бедствиями, воодушевились надеждою славы, которая еще невидима была. Сущность слов состоит в том, что как Бог народ избранный любит, то нельзя статься, чтоб Он оставил его вечно в толиких бедствиях страдать.
Пс.149:5. Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих.
Пс.149:6. Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их:
Здесь от события яснее показывает, что не о маловажном благодеянии Божием глаголет; ибо ежели бы не чудным образом Израильский народ избавлен был, то не имел бы причины толико веселиться и торжествовать. Сими же словами притом напоминает народу, что он не с тем изведен из плена, дабы паки утопать в пороках, но чтоб украшаться всякаго рода добродетелями. Сего ради и о ложах упоминает, дабы верные под сению покровительства Божия долговременным покоем наслаждаться надеялися. Сверх сего оружием и мечами вооружает верных, предвозвещая, что не токмо врагов усмирят и за пределы изженут, но и самых царей и народов, коим прежде порабощены были, под иго повиновения покорят. Возношениями же нарицает песнословия, псалмопения, благодарения.
Пс.149:7. сотворити отмщение во языцех, обличения в людех:
Пс.149:8. связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными:
Пс.149:9. сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным его.
Понеже враги на всякое время плененным Иудеям ругалися, сего ради обещает, что Бог за сие накажет их, и самым делом явит, что не немощь Божия, но единственно грехи их были виною победы, которую враги одержали над ними. Отмщение, о котором Пророк глаголет здесь, не в том разуме понимать должно, аки бы Израильтяне сами собою имели мстить врагам за причиненныя обиды, но сие зависело от Божия повеления, дабы не возмнил кто, что отмщать обиды всем позволено. Следующия слова, в которых упоминается о царях и вельможах, сказаны для увеличения мщения Божия; ибо сие соделовает победу знаменитейшею и светлейшею, когда не токмо простые люди, но и цари и вельможи влекутся скованные на казнь. А как сие при первом взгляде всякому могло показаться жестоко и странно, что те, которые немного выше названы кроткими, ныне с обнаженными мечами посылаются на брань, на пролитие человеческия крови и на заклание самих царей (что бо сие имеет общее с кротостию?): сего ради Пророк оправдывает Иудеев, и поставляет самого Бога производителем мщения. Почему, когда упоминает о суде написанном, тем самым показывает, что Иудеи Божиим повелением были вооружены для защищения свободы, которую неправедным образом похитили у них внешние мучители, и потому не могут быть осуждены за то, что исполнили преднаписанный суд. При конце псалма паки упоминает о преподобных, глаголя: слава сия будет всем преподобным Его, – которыми словами возбуждает их к попечению о житии и добродетели. А славою не победу токмо именует, но и хвалу и песнопение, поучая всячески, что прославляющие Бога велию себе приобрящут славу и соделают себя знаменитейшими.
Архиепископ Ириней (Клементьевский)