Татьяна Палий 25 Авг 2023
1 В коне́ц, да не растли́ши, Дави́ду в столпописа́ние, внегда́ посла́ Сау́л, и стреже́ дом его́, е́же умертви́ти его́,
2 Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же, и от востаю́щих на мя изба́ви мя.
3 Изба́ви мя от де́лающих беззако́ние и от муж крове́й спаси́ мя.
4 Яко се улови́ша ду́шу мою, нападо́ша на мя кре́пцыи, ниже́ беззако́ние мое́, ниже́ грех мой, Го́споди.
5 Без беззако́ния теко́х и испра́вих, воста́ни в сре́тение мое́ и виждь.
6 И ты, Го́споди Бо́же сил, Бо́же Изра́илев, вонми́ посети́ти вся язы́ки, да не уще́дриши вся де́лающыя беззако́ние.
7 Возвратя́тся на ве́чер и вза́лчут, я́ко пес, и обы́дут град.
8 Се ти́и отвеща́ют усты́ свои́ми, и меч во устна́х их, я́ко кто слы́ша?
9 И Ты, Го́споди, посмее́шися им, уничижи́ши вся язы́ки.
10 Держа́ву мою к Тебе́ сохраню́, я́ко Ты, Бо́же, Засту́пник мой еси́.
11 Бог мой, ми́лость Его предвари́т мя, Бог мой, яви́т мне на вразе́х мои́х.
12 Не уби́й их, да не когда́ забу́дут зако́н Твой, расточи́ я́ си́лою Твое́ю и низведи́ я́, Защи́тниче мой, Го́споди.
13 Грех уст их, сло́во усте́н их, и я́ти да бу́дут в горды́ни свое́й, и от кля́твы и лжи возвестя́тся в кончи́не.
14 Во гне́ве кончи́ны, и не бу́дут и уве́дят, я́ко Бог влады́чествует Иа́ковом и концы́ земли́.
15 Возвратя́тся на ве́чер, и вза́лчут, я́ко пес, и обы́дут град.
16 Ти́и разы́дутся я́сти. Аще ли же не насы́тятся, и поро́пщут.
17 Аз же воспою́ си́лу Твою́ и возра́дуюся зау́тра о ми́лости Твое́й, я́ко был еси́ Засту́пник мой и Прибе́жище мое́ в день ско́рби моея́.
18 Помо́щник мой еси́, Тебе́ пою́: я́ко Бог Засту́пник мой еси́, Бо́же мой, ми́лость моя́.
Псалом написан по поводу стремления Саула умертвить Давида, описанного в 1Цар.19. Содержание псалма не противоречит означенному надписанию, а Пс.57:4–5, где Давид говорит о своей невинности и незаслуженности преследований, прямо подтверждают соответствие надписания обстоятельствам происхождения псалма.
Защити меня, Господи, от незаслуженно нападающих на меня и подстерегающих убить меня (2–5). Накажи беззаконников, которые, как псы, ходят по городу в поисках за мною; которые произносят хулы и не боятся ответа за последние (6–8). Ты, Господи, моя надежда, рассей их, но не умерщвляй их сразу, а обессиль их, чтобы при их виде евреи научались помнить Тебя (9–14). Пусть они обессиленными ходят, а я буду воспевать Тебя, моего защитника (15–18).
Пс.58:3. избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
Под «делающими беззаконие» разумеются враги Давида – сторонники Саула преследовавшие его тогда, когда сами сознавали невинность и незаслуженность этих преследований: они сознательно совершали беззаконие. Эти враги были «кровожадными», стремились убить Давида, насильственно лишить его жизни.
Пс.58:4. ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;
Давид исповедует полную свою невинность пред Богом, а отсюда и незаслуженность преследований. Такое указание обыкновенно делается Давидом в псалмах из эпохи гонений от Саула, когда ни сам Давид и никто из его врагов не могли указать за ним какой-либо вины ни пред Богом, ни пред людьми.
Пс.58:6. Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
«Народами», которых Давид молит Бога наказать, называются далее «нечестивые беззаконники». Это не языческие племена, а те же клевреты Саула и враги Давида, которые за свою враждебность к нему сравниваются с врагами еврейского народа – язычниками. Последние питали к евреям самые враждебные чувства, опиравшиеся не только на борьбу из-за политического преобладания, но и на религиозные и бытовые особенности строя жизни тех и других, почему эта вражда являлась глубокой и почти стихийной. Такова же по силе и глубине была ненависть врагов Давида.
Пс.58:7. вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
Восточные города и сейчас поражают путешественников обилием бездомных собак, которые днем обыкновенно лежат на улицах, а вечером собираются в стаи, грызутся из-за добычи и бывают опасны для человека. Собаки («псы») были презираемыми у евреев животными. Сравнение с ними своих врагов указывает как на хищный, полный злого умысла характер выслеживаний ими Давида, так и на нравственное ничтожество самих врагов.
Пс.58:8. вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
Враги Давида «изрыгали хулу» на него, т. е. поносили его дурными словами и оскорблениями, причем они верили в свою полную безнаказанность («кто слышит?»), а об ответственности пред Богом и не думали. В их хулах было богохульство и безверие.
Пс.58:11. Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
«Бог мой… предварит меня» – предохранит от врагов, предупредит их намерения и расстроит. Может быть, что Давид здесь разумел хитрость Мелхолы, которая, чтобы дать Давиду время спастись, положила на его постели манекен и закрыла его, объявив посланным Саула, что Давид лежит больной. Этим же временем Давид воспользовался для своего спасения бегством. – «Смотреть на врагов» – не бежать от них, а смело стоять пред ними в сознании своей силы и непобедимости.
Пс.58:12. Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
«Не умерщвляй их», т. е. не подвергай немедленной и полной гибели, но ослабь их силу (см. 14), сделай безвредным для Давида, но не безнаказанными: наложи на них кару, в виде продолжительного бедствия, нищеты, болезни и т. п., которая была бы видима всеми людьми. Это нужно для того, «чтобы не забыл народ мой», чтобы своим видом они постоянно напоминали евреям о необходимости повиновения Богу и той каре, которая грозит от Него злодеям: немедленная и полная гибель врагов хотя и производит острое и сильное впечатление, но непродолжительное. Народ скоро забудет, что произошло, с тем вместе и не будет нужного ему продолжительного напоминания «для памятования о Боге».
Пс.58:14. Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
«Расточи, чтобы их не было» – не в смысле полного и немедленного их уничтожения (см. 12), но в смысле ослабления преобладания их над Давидом и народом, о дезорганизации их и об обезвреживании их действий, чтобы не было в них того перевеса силы, какой они имеют сейчас.
Пс.58:16. пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
Лиши их материального достатка и внешней крепости, на которых и покоилось их влияние. Этот стих разъясняет и дополняет 12-й. Внешнее униженное и бедственное положение врагов Давида, прежде богатых и почетных, будет служить живым напоминанием евреям, к чему приводят злодеяние и непокорность Богу.
Профессор Александр Павлович Лопухин