Татьяна Палий 29 Сен 2023
1 В коне́ц, псалом Давиду,
2 Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́, от стра́ха вра́жия изми́ ду́шу мою.
3 Покры́й мя от со́нма лука́внующих, от мно́жества де́лающих непра́вду.
4 И́же изостри́ша, я́ко мечь, язы́ки своя́, напряго́ша лук свой, вещь го́рьку,
5 состреля́ти в та́йных непоро́чна, внеза́пу состреля́ют его и не убоя́тся.
6 Утверди́ша себе́ сло́во лука́вое, пове́даша скры́ти сеть, ре́ша: кто у́зрит их?
7 Испыта́ша беззако́ние, исчезо́ша испыта́ющии испыта́ния, присту́пит челове́к, и се́рдце глубоко́,
8 и вознесе́тся Бог. Стре́лы младе́нец бы́ша я́звы их,
9 и изнемого́ша на ня язы́цы их. Смути́шася вси ви́дящии их,
10 и убоя́ся всяк челове́к, и возвести́ша дела́ Бо́жия, и творе́ния Его разуме́ша.
11 Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде и упова́ет на Него, и похва́лятся вси пра́вии се́рдцем.
Псалом можно считать писанным Давидом в начале восстания Авессалома до бегства из Иерусалима, когда Давид видел те средства, которыми пользовались его враги для своей цели. Они, как возмутившиеся против помазанного и восседавшего на престоле царя, были «мятежниками» (Пс.63_3); главным их орудием было не внешнее насилие, но «язвительное слово, распространяемое втайне» (Пс.63_4–5), и хотя они «утвердились в… намерении» низложить царя, однако поступали еще «скрыто» (Пс.63_6).
Такая картина неприязненных действий против Давида отвечает началу возмущения и подготовки мятежа до открытого его обнаружения.
Сохрани меня, Господи, от врага страшного и мятежного, скрыто подготовляющего против меня нападение (2–7). Но враги мои не успеют: их неправда будет причиной гибели их самих, и тогда-то (после гибели) все люди увидят, что кара бесчестных врагов есть дело Божие, а праведник будет радоваться о Господе (8–11).
Пс.63:2. Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;
«Сохрани жизнь мою от страха врага» – гебраизм – от страшного врага, каким и был Авессалом, готовый лишить Давида жизни в целях завладения престолом.
Пс.63:4. которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово,
«Изострили язык свой, как меч». Враги Давида говорили и входили в сношения с народом не для расследования правды, а для причинения зла царю той неправдой, которую они прививали народу о Давиде. Язык их был «мечом».
Пс.63:5. чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.
«Втайне стрелять в непорочного». Действия врагов Давида сначала были скрытыми, так как прямое и открытое восстание на него легко могло вооружить народ не против царя, которого он еще любил и в которого верил, а против врагов его. «Непорочным» Давид называет себя, совершенно «неопороченного», не виновного в том, в чем обвиняли его.
Пс.63:6. Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?
«Говорили: (враги Давида) кто их увидит?» В скрытости своих действий они находили силу к распространению на царя лжи. Враги рассчитывали, что никто из близких к царю не видит их козней, а потому не может обличить их. Они боялись только людей, а о Боге забыли.
Пс.63:7. Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
Вся деятельность и жизнь Давида подвергалась врагами строгому расследованию не для оценки ее, а для розыска фактов, которыми можно было бы воспользоваться в целях обвинения царя. Так как подобных фактов не находилось, то враги Давида старались проникнуть в его душевный мир, в его настроение, т. е. за неимением фактического внешнего материала к его осуждению, прибегали к опорочению его внутренних стремлений, его душевного склада, напр., говорили про царя, что он «не любит» народа.
Пс.63:8. Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
Пс.63:9. языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
Пс.63:10. И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
Пс.63:11. А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
В своем расчете, что «их никто не увидит» (Пс.63:6), враги забыли Господа. Он же знает и видит действия человека, и злые поступки врагов послужат только к их наказанию и гибели, тогда-то все увидят проявление грозного суда, «дело Божие», а праведник Давид – возвеселится (10–11).
Профессор Александр Павлович Лопухин