Татьяна Палий 10 Ноя 2023
1 В коне́ц, Давиду в воспоминание, во е́же спасти́ мя Господу,
2 Бо́же, в по́мощь мою́ вонми́, Го́споди, помощи́ ми потщи́ся.
3 Да постыдя́тся и посра́мятся и́щущии ду́шу мою, да возвратя́тся вспять и постыдя́тся хотя́щии ми зла́я.
4 Да возвратя́тся а́бие стыдя́щеся глаго́лющии ми: бла́гоже, бла́гоже.
5 Да возра́дуются и возвеселя́тся о Тебе́ вси и́щущии Тебе́, Бо́же, и да глаго́лют вы́ну, да возвели́чится Госпо́дь, лю́бящии спасе́ние Твое:
6 аз же нищ есмь и убо́г, Бо́же, помози́ ми: Помо́щник мой и Изба́витель мой еси́ Ты, Го́споди, не закосни́.
В конец. Давиду. В воспоминание.
Этот псалом имеет надпись: «в воспоминание», потому что Давид извлек и составил его из слов 39-го псалма, для того, чтоб иметь его всегда под рукою в готовности, и при воспоминании сделанного им греха любодейства с Вирсавиею и убиения Урии пел его, по словам Евсевия, как некую заклинательную песнь и противоядие от демонов, которые вринули Его в сии грехи, и просил Бога, чтобы они не возобладали над ним другой раз. Другие, напротив того, говорят, что Давид пел этот псалом при воспоминании тех зол, которые претерпел от врагов своих, и пел, чтоб не забывать благодатной помощи, полученной им тогда от Бога. Имеет также надпись: в конец, потому что содержащаяся в нем молитва приближалась к концу и исполнению (1).
(1) Феодорит и другие говорят, что Давид сочинил этот псалом в качестве молитвы, когда терпел гонение от Авессалома. Кирилл согласно с Афанасием говорит, что этот псалом может быть сказываем и от лица Христа о всем человечестве, удостоившемся того, что Бог восстал на помощь оному. Феодорит прилагает к надписи сего псалма следующие слова: на спасение Меня; впрочем говорит, что он сих слов не нашел ни в еврейском писании, ни у других переводчиков, но они согласны с содержанием псалма; ибо в нем просит Пророк о спасении и освобождении от воюющих на Него. Прилично также положено в надписи: в воспоминание, ибо воспоминание греха сильнее врагов уязвляло его. Слова Дидима: Cпaceние для всякого кающегося есть воспоминание того, что забыто им. Ибо вспомнятся, говорит, и обратятся ко Господу все концы земли. Ибо добрый конец воспоминания есть обращение.
Пс.69:2. Боже, в помощь мою вонми
В 39-м псалме: «Господи, во еже помощи ми вонми», что почти одно и то же.
Господи, помощи ми потщися
Сии слова суть одно и то же с следующими: скоро изъими меня, что содержится в 39-м псалме (1)
(1) Слова Исихия: Блаженное состояние означает молитва к Богу с такою свободою, почему она и побуждает Его к вспомоществовании нам. Он прежде молится о внимании Божием, а потом об ускорении. Ибо если совершенно вникнет в то, в чем, или в какой помощи мы имеем нужду, тотчас делается милосердым, и сжалившись, Он ускоряет, а не отлагает свою помощь (в изд. Своде).
Пс.69:3. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою
это находится в 39-м псалме: да устыдятся и у срамятся вместе ищущие души моей (1).
(1) Ищущие причинить вред душам нашим суть преимущественно демоны; ищут также и те люди, которые раздражают в нас желание худых дел и неприличных удовольствий, но и те и другие ничего не могут сделать, когда не получать со стороны нас самих пагубной нам измены, и когда мы не станем последовать им, связав у души своей руки. И так они постыждаются, когда увидят, что мы успеваем становиться выше их злоумышления.
Да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая
И это находится в 39-м псалме: да возвратятся назад и постыдятся желающие мне зол (1). Из чего можно заключать, что хотя сии слова здесь поставлены в повелительном наклонении, но значение не имеют желательных.
(1) Слова Кирилла: Впрочем и согрешающему полезно возвратиться назад посредством покаяния и с желанием стыдиться совершать обратное течение к тому добру, которое оставил.
Пс.69:4. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже
Это в 39-м псалме написано так: пусть понесут тотчас стыд свой говорящие хорошо, хорошо! (1).
(1) Слова Феодорита: Не только, говорит, будут преданы земле, но и со стыдом отойдут из сей жизни приготовлявшие благочестиво живущим бедствия, и находившие удовольствие в моих страданиях, да обратятся в бегство со стыдом видящие во мне перемену. Исихия: Кому он желает скорого постыждения? говорящими хорошо! хорошо! то есть смеющимся, ласкательствующим, принимающим вредное и смертоносное за добро; впрочем, умным врагам (желает) посрамления только и бегства назад, а чувственным: в скорости; ибо последние мягче, как братья по природе, единородные и единоплеменные.
Пс.69:5. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже
это находится в 39-м псалме; но вместо: Боже! там читается: Господи!
И да глаголют выну: да возвеличится Господе, любящий спасение Твое
это в 39-м находится; но вместо: да сказывают, там написано: да говорят! (1).
(1) Слова Феодорита: Пусть, говорит, они подвергнутся сему; а те, которые на одной стороне со мною, то есть, надеющиеся спасения от Тебя и не полагающееся на множество и силу и усильно ищущие помощи от Тебя одного, да исполнятся всякого благодушия, чтобы ликовали, воспевая благодеяния Твои и говорили: да возвеличится Господь! и это не единовременно, но всегда, потому что Бог побеждает чрез них всякий род противников. Спасение же Божие есть Христос, виновник вечного спасения, которого любящие Бога прославляют, поелику, оставив идолов, возлюбили Его. Так изложено сие изъяснение Феодоритово у Никиты, а у самого Феодорита написано так: Речения: Господь, нет в ексапсалме. Всякого утешения, говорит, исполни Твоих любителей, чтоб они, воспевая Твои благодеяния, ликовали. Слова Исихия: Спасением у Отца называется Христос; ибо чрез Него произведено спасение рода человеческого. Посему и Симеон, приняв Христа на объятия свои, говорил: видели очи мои спасение Твое. Итак, те, которые любят сие спасение, всегда величают Бога, то есть, прославляют, потому что, оставив идолов, возлюбили Бога, истинно спасающего и избавляющего.
Пс.69:6. Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми!
это находится в 39-м. Но вместо: Боже помоги мне! там написано: Господь, да попечется о мне (1).
(1) Слова Евсевия: Замечай, что Давид хотя и богатый царь, умел однакож прилагать к себе сие изречение; чем более ты велик, тем более покоряйся и обрящешь у Господа благодать. Потому то он, умаляя себя и взирая на богатство благости Божией, называет себя нищим и бедным в видимом. Но, быть может, он говорить сие и от лица языческого народа, как нищего и бедного по причине греховности и нечестия и просящего ускорить помощью Христовою, и посрамить умных врагов. Ибо когда мы потеряем всякую помощь человеческую, тогда вместо всего найдем Бога.
Помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни
это написано в 39м. Но вместо: избавитель, там находится: защититель. А вместо: Господи! там (1).
(1) Слова Исихия: Помощник, как сильный; избавитель, как преданный за нас в залог на краткое время смерти для избавления нашего плена, не умедли; ибо в больном сем отчаялись все врачи.
Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)