29 Дек 2023

1 В коне́ц, о Идифуме, псалом Асафу,
2 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Богу, и внят ми.
3 В день ско́рби моея́ Бо́га взыска́х рука́ма мои́ма, но́щию пред Ним, и не прельще́н бых. Отве́ржеся уте́шитися душа́ моя́.
4 Помяну́х Бо́га и возвесели́хся, поглумля́хся и малоду́шествоваше дух мой.
5 Предвари́сте стражбы́ о́чи мои́: смято́хся и не глаго́лах.
6 Помы́слих дни пе́рвыя, и ле́та ве́чная помяну́х, и поуча́хся:
7 но́щию се́рдцем мои́м глумля́хся, и тужа́ше дух мой:
8 еда́ во ве́ки отри́нет Госпо́дь, и не приложи́т благоволи́ти па́ки?
9 Или́ до конца́ ми́лость Свою́ отсече́т, сконча́ глаго́л от ро́да в род?
10 Еда́ забу́дет уще́дрити Бог? И ли́ удержи́т во гне́ве Свое́м щедро́ты Своя́?
11 И рех, ны́не нача́х: сия́ изме́на десни́цы Вы́шняго.

12 Помяну́х дела́ Госпо́дня, я́ко помяну́ от нача́ла чудеса́ Твоя́,
13 и поучу́ся во всех де́лех Твои́х, и в начина́ниих Твои́х поглумлю́ся.
14 Бо́же, во святе́м путь Твой: кто бог ве́лий я́ко Бог наш?
15 Ты еси́ Бог творя́й чудеса́: сказа́л еси́ в лю́дех си́лу Твою́,
16 изба́вил еси́ мы́шцею Твое́ю лю́ди Твоя́, сы́ны Иа́ковли и Ио́сифовы.
17 Ви́деша Тя во́ды, Бо́же, ви́деша Тя во́ды, и убоя́шася: смято́шася бе́здны,
18 мно́жество шу́ма вод, глас да́ша о́блацы, и́бо стре́лы Твоя́ прехо́дят.
19 Глас гро́ма Твоего́ в колеси́, освети́ша мо́лния Твоя́ вселе́нную: подви́жеся и тре́петна бысть земля́.
20 В мо́ри путие́ Твои́, и стези́ Твоя́ в вода́х мно́гих, и следы́ Твои́ не позна́ются.
21 Наста́вил еси́ я́ко о́вцы лю́ди Твоя́ руко́ю Моисе́овою и Ааро́нею.

Псалом написан при тяжелых обстоятельствах (Пс.76_3), которыми потрясен автор (Пс.76_5). Он не видит помощи Божией; события же совершаются одно грознее другого, так что писатель с недоумением ужаса спрашивает: «неужели навсегда отринул Господь и… навсегда престала милость Его»? (Пс.76_8–9). Так как в писании ничего не говорится о разрушении храма, главной святыни и ценности Иерусалима и всей Иудеи, о чем автор непременно упомянул бы, если бы это событие имело место в его время, то написание псалма нужно относить к периоду до разрушения Иерусалима. Вероятнее всего псалом написан во времена царя Иоакима, когда уже Иудея пережила целый ряд грозных событий, напр., пленение Манассии, гибель Иосии в борьбе с фараоном Нехао, двукратное движение по Иудее Навуходоносора. Все эти события сопровождались опустошениями и разорениями Иудеи, и писатель псалма мог быть свидетелем, как постепенно учащались эти бедствия, а надежды на прекращение или предотвращение их ни откуда не виделось. Писателем был певец из фамилии Асафа, назначивший свой псалом для исполнения хором Идифума.

В день великих бедствий я обращаюсь с молитвой ко Господу. Я лишился сна и отдаюсь размышлениям: неужели Господь навсегда отвернулся от своего народа и уже не будет изливать на него своих милостей (2–11)? Тогда я стал вспоминать о Твоих великих делах, проявленных над народом еврейским в его прошлом (12–13). Ты, Святый, тогда являл Свое всемогущество над народами, избавлял Иакова и Иосифа, Твоим повелением облака изливали воду и земля содрогалась от гроз. Ты провел свой народ через море и, как стадо, охранял рукою Моисея и Аарона (14–21).

Пс.76:2. Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.
«Я буду взывать» – буду постоянно молить Бога об оказании помощи своему народу. – «Он услышит меня» – писатель питает надежду, что его искренняя молитва вызовет благоволение Божие. Этой верой определяется дальнейшее содержание псалма, когда автор от изображения тяжелых событий своего времени переходит к указанию благодеяний Бога в прошлом еврейской жизни и перечислением этих благодеяний заканчивает псалом. Его вопль, поэтому, не вопль отчаяния и безнадежности, а горькая, но согретая надеждой молитва.

Пс.76:3. В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.
«Рука моя простерта ночью и не опускается» – молитвенное положение с воздеванием рук к Богу. Эта молитва постоянна («рука… не опускается»). – «Душа моя отказывается от утешения» означает, что автор или подавлен настолько горем, что ничто не может оторвать его внимания в другою сторону, или что автор, при самом внимательном наблюдении хода событий, нигде не видит ничего отрадного, никакого проблеска на лучшее будущее (11 ст.).

Пс.76:7. припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:
«Дух мой испытывает» – исследует все, что совершается, и на основании этого старается предугадать ход событий.

Пс.76:8. неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?
Пс.76:9. неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?
Пс.76:10. неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?
Результат этого пытливого отношения к действительности – самый грустный: он видит полную оставленность Богом еврейского народа. Отсюда возникает недоумение: «неужели навсегда отринул Господь»? «Неужели навсегда… пресеклось слово Его в род и род?» Под словом здесь разумеется не откровение Бога народу, так как таковое тогда сообщалось в проповеди пророка Иеремии, но, в согласии с последующим содержанием, перечисляющим факты чудесной помощи Бога своему народу, слово означает вообще Божественное благоволение, Божественную защиту и помощь.

Пс.76:11. И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего».
«Вот мое горе – изменение десницы Всевышнего», изменение отношений Бога к своему народу. Это изменение предполагается не одним каким-либо фактом, несчастным событием в жизни народа, но целой серией их. Автор горюет не о случайном явлении, хотя бы и грозном, а о постоянном попущении Богом изливаться над евреями одному бедствию за другим. Последнее-то и страшит писателя.

Так как наличная жизнь не представляла для автора ничего отрадного, то он хотел найти успокоение в прошлом и оттуда почерпнуть себе источник утешения. Этот последний он видел в чудесном водительстве Богом своего народа, почему кратко сообщает некоторые из подобных фактов.

Пс.76:20. Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.
Изображается чудесный переход евреев через Чермное море. – «Стезя Твоя в водах великих» – след Твоего всемогущества, проявление последнего – в разделении глубоких вод; «следы Твои неведомы» – обыкновенным образом, естественными силами подобный факт необъясним, он – дело непостижимой Твоей силы.

Указание автором чудесной помощи Бога своему народу в прошлом, видимо, успокаивает писателя и вселяет веру, что искреннее обращение евреев к Богу явится источником для ниспослания на них милости Господа и в настоящее время. Этим и объясняется, что автор псалма в его начале сказал: «он услышит меня».

Профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии закрыты.