Татьяна Палий 12 Апр 2024
1 Псалом песни в день субботный,
2 Бла́го есть испове́датися Го́сподеви, и пе́ти и́мени Твоему́, Вы́шний:
3 возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́ и и́стину Твою на вся́ку нощь,
4 в десятостру́ннем псалти́ри с пе́снию в гу́слех.
5 Яко возвесели́л мя еси́, Го́споди, в творе́нии Твое́м, и в де́лех руку́ Твое́ю возра́дуюся.
6 Яко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, зело́ углуби́шася помышле́ния Твоя́.
7 Муж безу́мен не позна́ет, и неразу́мив не разуме́ет сих.
8 Внегда́ прозябо́ша гре́шницы я́ко трава́, и пронико́ша вси де́лающии беззако́ние, я́ко да потребя́тся в век ве́ка.
9 Ты же Вы́шний во век, Го́споди.
10 Яко се врази́ Твои, Го́споди, я́ко се врази́ Твои́ поги́бнут, и разы́дутся вси де́лающии беззако́ние.
11 И вознесе́тся я́ко единоро́га рог мой, и ста́рость моя́ в еле́и масти́те.
12 И воззре́ о́ко мое́ на враги́ моя́, и востаю́щыя на мя лука́внующыя услы́шит у́хо мое́.
13 Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
14 Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т,
15 еще́ умно́жатся в ста́рости масти́те, и благоприе́млюще бу́дут.
16 Да возвестя́т, я́ко прав Госпо́дь Бог наш, и несть непра́вды в Нем.
Пс.91:1. Псалом песни в день субботный.
Под субботством, или субботою, можно разуметь будущее наследие, потому что за здешними трудами последует упокоение, когда приимем награды свои. Поэтому, Пророк и восхваляет тот будущий покой.
Пс.91:2. Благо есть исповедатися Господеви.
Имеет в виду хвалу, и дает обещание повторять ее непрестанно день и ночь за соделанное Единородным. Что же соделал Он? Не то ли, что уготовал нам воскресение?
Пс.91:3. Возвещати заутра милость Твою,
утром возвещать милость Твою, а ночью непреложность Твою.
Пс.91:4. В десятоструннем псалтири с песнию в гуслех.
Десятострунным псалтирем называется тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, поскольку в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность.
Пс.91:5. Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем.
Взирая на создания Твои и тайны домостроительства, восторгаюсь и радуюсь, и в душевном наслаждении побуждаю уста к песнопению.
Пс.91:6. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи!
Песнословя дела Твои и глубину помышлений Твоих. изумляюсь тому, что соделано Тобою по домостроительству. А неразумные не понимают глубины таинства.
Пс.91:7. Муж безумен не познает.
В разных словах выражает одно и тоже; потому что, кто болен умом и лишен смысла, тот вовсе не знает этого и не будет слушать об этом.
Пс.91:8. Внегда прозябóша грешницы яко трава.
Не разумеющие таинства, говорит, уподобятся траве, т.е. не имея глубины, они скоро падут и посохнут.
Пс.91:11. И вознесется яко единорога рог Мой.
Когда враги будут рассеяны и погибнут, тогда рог Мой, т. е. уготованное царство, соделается славным. А мы, ведущие Тебя, увидев истребление врагов Твоих, возвеличимся и превознесемся Тобою, как освободившиеся от прелести многобожия и поклоняющиеся Тебе истинному Богу. Ибо Псалмопевец и здесь опять упомянул о единороге, чтобы единым рогом навести на мысль об едином Боге. Как это животное получило от природы один рог: так и питомцы благочестия покланяются единому Божеству.
И старость моя в елеи мастите.
После понесенных мною трудов, как бы елеем воспользуюсь тогда для царского священия, – и это будет для меня наградою за долговременные труды.
Пс.91:12. И воззре око мое на враги моя.
В ряду с прочими благами будет для меня и то, что соделаюсь зрителем падения злоумышлявших на душу мою.
Пс.91:14. Насажде́ни в дому Господни.
Эти уподобленные оным кедрам, насадителем своим имеют Бога, а садом для них служить Божественный храм.
Во дво́рех Бога нашего процветут,
т. е. в горних обителях, который называет и дворами Господними.
Пс.91:15. Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут.
Сказано «благоприемлюще» вместо «блаженствуя» ибо воздано им будет благами, «ихже око не виде, и ухо не слыша» (1Кор. 2, 9).
Пс.91:16. Яко прав Господь Бог наш.
Когда в горних обителях насладятся уготованными благами, тогда возвестят, что праведен и правь Господь, Который соделал, что беззаконные и нечестивые посохли как трава, а праведных и благочестивых насадил в горних селениях, подобно кедрам и финикам.
И несть неправды
у Бога, потому что Он недоступен злу.
Святитель Афанасий Великий