Татьяна Палий 26 Апр 2024
Псалом Давиду, в четвертый субботы,
1 Бог отмще́ний Госпо́дь, Бог отмще́ний не обину́лся есть.
2 Вознеси́ся Судя́й земли́, возда́ждь воздая́ние го́рдым.
3 Доко́ле гре́шницы, Го́споди, доко́ле гре́шницы восхва́лятся?
4 Провеща́ют и возглаго́лют непра́вду, возглаго́лют вси де́лающии беззако́ние?
5 Лю́ди Твоя́, Го́споди, смири́ша и достоя́ние Твое́ озло́биша.
6 Вдови́цу и си́ра умори́ша и прише́льца уби́ша,
7 и ре́ша: не у́зрит Госпо́дь, ниже́ уразуме́ет Бог Иа́ковль.
8 Разуме́йте же безу́мнии в лю́дех и бу́ии не́когда умудри́теся.
9 Насажде́й у́хо, не слы́шит ли? Или́ созда́вый о́ко, не сматря́ет ли?
10 Наказу́яй язы́ки, не обличи́т ли, уча́й челове́ка ра́зуму?
11 Госпо́дь весть помышле́ния челове́ческая, я́ко суть су́етна.
12 Блаже́н челове́к, его́же а́ще нака́жеши, Го́споди, и от зако́на Твоего́ научи́ши его́,
13 укроти́ти его́ от дней лю́тых, до́ндеже изры́ется гре́шному я́ма.
14 Яко не отри́нет Госпо́дь люде́й Свои́х, и достоя́ния Своего́ не оста́вит,
15 до́ндеже пра́вда обрати́тся на суд, и держа́щиися ея́ вси пра́вии се́рдцем.
16 Кто воста́нет ми на лука́внующыя? Или́ кто спредста́нет ми на де́лающыя беззако́ние?
17 Аще не Госпо́дь помо́гл бы ми, вма́ле всели́лася бы во ад душа́ моя́.
18 Аще глаго́лах, подви́жеся нога́ моя́, ми́лость Твоя́, Го́споди, помога́ше ми.
19 По мно́жеству боле́зней мои́х в се́рдце мое́м, утеше́ния Твоя́ возвесели́ша ду́шу мою́.
20 Да не прибу́дет Тебе́ престо́л беззако́ния, созида́яй труд на повеле́ние.
21 Уловя́т на ду́шу пра́ведничу, и кровь непови́нную осу́дят.
22 И бысть мне Госпо́дь в прибе́жище, и Бог мой в по́мошь упова́ния моего́.
23 И возда́ст им Госпо́дь беззако́ние их и по лука́вствию их погуби́т я́ Госпо́дь Бог.
псалом Давиду, в четвертый субботы.
В этом псалме Давид ведет речь о Промысле, уча не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение; потому что и то и другое не постоянно, но для одних скорбь изменяется в вечное наслаждение благами, а для других после мнимого наслаждения благами следует наказание в нескончаемые веки. Надписан же псалом: «в четвертый субботы», потому что в четвертый месяц (под днем разумеется месяц) начались бедствия града Божия, осажденного вавилонянами, как повествует о сем Иеремия.
Пс.93:1. Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть.
Он как Бог щедрот и Бог утешений (2Кор. 1, 3), так и Бог отмщений. Но и об этом опять говорит в начале, чтобы доставить тем великое утешение приведенным скорбями в уныние. А словом «не обинулся есть» – указывает на тот приговор, который произнесет на Божественном суде, когда скажет нечестивым: «идите от Мене проклятии» (Мф. 25, 41).
Пс.93:2. Воздаждь воздаяние гордым.
Воссылает молитву о скорбящих, испрашивая им помощи от единого всемогущего Бога.
Пс.93:3. Доколе грешницы восхвалятся?
Выражает этим крайнее и всепревосходящее непамятозлобие в Боге.
Пс.93:5. Люди Твоя, Господи, смириша.
Старается возбудить Бога против врагов, говоря, что народ и достояние Его злостраждут от врагов.
Пс.93:6. Вдовицу и сира умориша.
Толкование на это дано в предыдущем стихе; впрочем сказано будет и здесь. «Вдовицу» – душу и «пришельца» – ум убивает тот, кто превратно толкует божественные Писания. А «сирый» есть ум, лишенный небесного Отца.
Пс.93:11. Господь ве́сть помышления человеческая, яко суть суетна.
И действительно, не исполнены ли суеты такие чувствования, которые стараются изгнать из мысли благотворность Промысла?
Пс.93:12. Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи.
Жалки, говорить Псалмопевец, и низки те, которые не приемлют Твоего вразумления; блаженны же вразумленные Тобою и наученные от Закона Твоего. Ибо они, смиренные скорбями, облегчены будут в печали, когда узнают, что скорби послужат наконец во благо. «Днями же лютыми» (Пс.93:13) называет дни суда.
Пс.93:13. Дондеже изрыется грешному яма.
Вразумленные Тобою, до тех пор благодушно будут переносить скорби, «дондеже изрыется грешному яма», т. е. пока грешник не пойдет в уготованное ему мучение. Под именем же грешника разумеет сатану или всякую сопротивную силу.
Пс.93:14. Яко не отринет Господь людей Своих.
Это служит ответом на сказанное выше: «люди Твоя, Господи, смириша, и достояние Твое озлобиша» (Пс.93:5).
И достояния Своего не оставит.
А это имеет связь с сказанным пред этим: «яко не отринет Господь людей Своих. Псалмопевец как бы так говорит: Господь сохранить людей Своих во все время скорбей, и до тех пор будет управлять ими и руководствовать их, пока не воссядет в Божественном судилище. Когда же воссядет в суде правда, т. е. Христос, тогда близ Него будут «все правые сердцем» (Пс.93:15), по сказанному: «яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Такую мысль дают следующие за сим слова.
Пс.93:15. Дондеже правда обратится на суд;
то есть, пока Христос не будет судить вселенную. Ибо Он, «бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1Кор. 1, 30), и Ему «суд весь даде» Отец (Ин. 5, 22).
Пс.93:16. Кто востанет ми на лукавнующия?
Это – слова скорбящих. Говорить же: кто будет моим споборником на лукавнующих против меня? А потом ощутив, что скоро приидет Помощник, про должает, что душа его давно была бы сведена в ад, если бы не было защиты от Бога.
Пс.93:18. Аще глаголах: подвижеся нога моя.
Во время скорби видя, что близок я к поползновению, говорил: когда «подвижеся нога моя?» т. е. уклонюсь ли когда от стояния по Богу, немедленно ощущаю, что защита Твоя и милость Твоя – мои помощники.
Пс.93:19. Утешения Твоя возвеселиша душу мою.
Не оставлял Ты меня не утешенным; но сколько было у меня скорбей, столько получал я от Тебя и утешений, которые печаль мою переменяли в веселье.
Пс.93:20. Да не пребудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление.
Ты утешал сердце мое в скорбях; потому что «не пребудет Тебе престол беззакония», потому что Ты – праведный Судия, как Бог, и в судах Твоих не будет беззакония. Ибо «престол» означает суд. «Не пребудет» же, как прибывает у того, кто созидает «труд на повеление». А таков – сопротивник демон, который легкие заповеди Божии делает тяжкими, представляя людям трудность их исполнения. Престолом же беззакония наименовал диавола; потому что престол правды есть Христос, Который противится диаволу.
Пс.93:21. И кровь неповинную осудят.
Эти лукавые и сопротивные демоны приложат всякое старание уловить душу праведного, но за это, говорить, они будут осуждены. Ибо это значат слова: «и кровь неповинную осудят». Пророк говорить, что за неповинно пролитую ими кровь преданы будут они суду и наказанию.
Пс.93:22. И бысть мне Господь в прибежище.
Но я пользовался промышлением о мне Владыки, и Его имею крепким оплотом.
Святитель Афанасий Великий