Людмила Кватадзе 27 Апр 2013
Вербное воскресенье
Мы с вами вспоминаем молитвенно Царский вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа в Его «стольный град царский», Его столицу, во святой град Иерусалим. Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он уже был заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии — Спасителя мира. Святой Иоанн Богослов в своем Евангелии отмечает, что перед входом Господним в Иерусалим, еще по пути, среди народа молниеносно распространился слух о чуде воскрешения Лазаря, сотворенном Иисусом Христом; весть об этом поразительном чуде подняла дух у всех, кто почитал и любил Спасителя. После этого, как говорит святой евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за те дивные знамения, которые они видели за это время.
Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь. Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с царскою славою именно для того, чтобы принять престол и воцариться; и они уже ликующе возглашали: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне.» Восторг народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея в руках как знамение торжества и празднования. Велик был восторг и апостолов, и народа.
Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того , как говорит святой евангелист Лука, когда они приблизились к Иерусалиму и открылся вид на красоту этого святого города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, заплакал, глядя на город, и сказал: «О, если бы ты хоть в этот день понял, что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…» Господь знал, как непостоянен народ, как переменчива толпа. Своим всеведением Он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы «Осанна Сыну Давидову» сменятся воплями: «Возьми, возьми, распни Его!» — и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его святейшую душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие: «Осанна Сыну Давидову». Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети — как дети, от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь. Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный.
Сегодняшнее воскресение именуется «Вербное воскресение» или «Вход Господень в Иерусалим», то в следующий воскресный день будет праздников Праздник — Святая Пасха Христова, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно. А между этими двумя великими праздниками, между этими двумя воскресными днями находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий. Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной седмицы, встретим, как должно, и Пасху святую! Аминь.
Святитель Филарет Вознесенский