Татьяна Палий 21 Ноя 2024
21 ноября Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
День памяти Небесных Сил бесплотных можно назвать днем Ангела каждого христианина, потому что в Таинстве Крещения человеку дается Ангел Хранитель, который помогает, укрепляет его во всяком добре и охраняет от зла.
С днем Ангела, дорогие наши прихожане!
АНГЕЛЫ БОЖИИ ХРАНЯТ ЧЕЛОВЕКА И В НУЖДАХ ПОМОГАЮТ ЕМУ
Святая вера наша учит нас тому, чтобы мы помнили, что по благости Божьей, всегда пекущейся о нас, добрые Ангелы близки к нам, по временам оказывают нам благодеяния, пекутся о нас, как старшие братья о младших, и охраняют нас от видимых и невидимых врагов и от всяких зол, бед и несчастий. Можно ли, братие, доказать эту истину самым делом? Да, отвечаем, знайте, что можно, и легко можно, в чем мы сейчас и убедим вас.
В Прологе, на 8-й день ноября, об Ангелах вообще и об Архистратиге Михаиле в частности, сказано следующее: «Многая и великая благодеяния Божия к человекам быша Ангелы Божьими. Ходатаи бо и помощницы к Богу и молебницы суще о нас. Михаил же, начальник сей Небесных воинств, избавляет нас от всяких бед и скорбей, недуг и злых грехов». Так сказано о благодеяниях к нам Ангелов в Прологе. Обратимся теперь к примерам. Ангелы спасли Лота от погибели вместе с нечестивым городом Содомом, который за беззакония людей, в нем живших, истреблен был огненным дождем. Ангел Господень дважды являлся пророку Илии и питал его, когда, преследуемый нечестивою Иезавелью, Пророк бежал по пустыне и изнемогал от скорби и голода. Ангел, по молитве царя Езекии, спас Иерусалим от нападения Ассириян, истребив в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч войска Ассирийского. Ангел спас пророка Даниила от съедения львами, заключив уста их. Ангел освободил апостолов из темницы (Деян. 5, 19) и также апостола Петра (1Пет. 12, 7), Корнилия сотника наставил призвать апостола для научения его с семейством вере во Христа (1Пет. 10, 3) и, наконец, апостола Павла утешил и подкрепил в опасности (Деян. 27, 23).
Из этих примеров ясно открывается та истина, что святые Ангелы подлинно близки к нам, оказывают нам благодеяния, пекутся о нас и избавляют, наконец, нас и от всяких бед и зол. А знание всего этого к чему должно вести нас? Конечно, к тому, чтобы мы помнили милости к нам ангельские, почитали святых Ангелов, прибегали к ним с молитвами, чтили дни памяти их и, наконец, явно и тайно старались бы делать только одно доброе, чтобы добрым поведением заслужить их благоволение, покровительство и ходатайство перед Отцом Небесным. Аминь.
Протоиерей Виктор Гурьев (1842–1912)
ИКОНОГРАФИЯ АНГЕЛОВ
Девять чинов небесной иерархии
Слова “ангел” и “архангел” употребляет в своем трактате “О Небесной иерархии” Дионисий Ареопагит, когда говорит о девяти чинах. Небесная иерархия имеет три степени, а в каждой степени — три чина:
Серафимы, Херувимы, Престолы.
Господства, Силы и Власти.
Начала, Архангелы и Ангелы.
Архангелы, составляющие восьмой чин, являются старшими по отношению к девятому чину — ангелам.
Святой Архистратиг Михаил
Почитание святого архангела Михаила в Православной Церкви уходит к древним временам. Из Священного Писания мы знаем, что над всеми девятью ангельскими чинами Господь поставил святого архистратига Михаила. Это — ангел, обладающий необыкновенной духовной силой, вождь небесного воинства. Его имя означает “кто как Бог”. Он первым восстал на сатану, когда тот воспротивился Богу и был низвержен с небес. Поэтому Михаил считается верховным архангелом и его называют архистратигом.
Изображают Михаила в воинственном виде, с копьем или огненным мечом в руке, а под ногами — поверженный дух злобы. Белая хоругвь, украшающая верх его копья, символизирует чистоту и верность Небесному Царю. Крест, которым оканчивается копье, означает, что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова с помощью терпения, смирения и самоотвержения.
Огромная роль отводится архистратигу в дни будущих испытаний, описанных в Откровении Иоанна Богослова. Архангелы Михаил и Гавриил по указанию Бога вострубят в рог и призовут людей на Страшный суд. Архангел Михаил и его армия будут помогать праведным людям в период предстоящих преследований при Антихристе.
Он покровитель воинов, сражающихся за правое дело, защитник православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов. Архистратиг Михаил — милосердный проситель за души людские перед Богом.
Святой Архангел Гавриил
Второе место в архангельском ряду принадлежит архангелу Гавриилу. Имя Гавриил означает “крепость Божия”, или “сила Божия”. Этого архангела посылает Господь для возвещения людям великих дел Божиих. Гавриил открывает сокровенное знание Творца: показывает тайны грядущего пророку Даниилу; приносит благую весть Пресвятой Богородице о безсеменном зачатии Сына Божия и предупреждает ее о близкой кончине. Возвещает Захарии о рождении сына — Иоанна Крестителя. Был послан в Гефсиманский сад для подкрепления Спасителя. Этот архангел научил инока Афонского монастыря хвалебной песне Божией Матери “Достойно есть”.
Архангела Гавриила называют служителем чудес и тайн Божиих, носителем благовестий.
Основная часть изображений архангела Гавриила связана с его функцией благовестника. В зависимости от сюжета, в руках могут быть сфера, жезл, ветвь или свиток. Изображают с райскою ветвию (лилией) в руках, которую он принес Деве Марии, а иногда — в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой — с зеркалом. Зеркало символизирует, что Гавриил — вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого, а свеча в фонаре означает, что судьбы Божии скрываются до времени их исполнения и по самом исполнении, а познаются только теми, кто вникает в слово Божье и слушает свою совесть.
Архангел Рафаил
По преданию, именно Рафаил принес царю Соломону волшебное кольцо с вырезанной на нем могущественной шестиконечной звездой, а Соломон пользовался этим кольцом и символом, чтобы подчинять демонов. Во Святом Писании есть Книга Товита, посвященная Рафаилу. Он упоминается как утешитель скорбящих. Архангел Рафаил — целитель человеческих недугов, путеводитель. Его имя означает “помощь”, “исцеление Божие”, “врачевание Божие”. Его считают покровителем православной медицины. Архангелы Рафаил и Михаил часто действуют вместе. Изображают его держащим в левой руке сосуд с врачебными средствами, а в правой — стручец (остриженное птичье перо) для помазывания ран. Встречается изображение с крупной рыбой в руке. Это отсыл к Книге Товита — архангел приказал Товиту поймать рыбу, а затем научил юношу, как при помощи рыбьего желчного пузыря излечить слепоту отца, а также прогнать демона, воскуряя сердце и печень животного.
Архангел Иегудиил
Именно его Бог послал предшествовать израильскому народу при покорении Ханаанской земли. В переводе с еврейского языка имя Иегудиил означает “славящий Бога”, “хвала Бога”. Архангел Иегудиил — покровитель подвизающихся и монашествующих, славитель Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствуюший о воздаянии им за их подвиги и труды. Наставник в работе, заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией. Изображают держащим в правой руке золотой венец, а в левой — бич из трех черных веревок — означает награду от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.
Архангел Салафиил
Святая Церковь называет Архангела Салафиила верховным служителем молитвы. В Книге Бытия Архангел Салафиил являлся Агари в пустыне Вирсавии, когда Авраам изгнал ее. Чистая и пламенная молитва человека охраняет душу от враждебных сил. Но наши молитвы слабы и холодны. Поэтому Господь даровал нам молитвенных ангелов, с их вождем Салафиилом, чтобы помочь и защитить нас, вразумить, как, когда и о чем молиться, и доносить наши просьбы к Престолу Божиему. Архангела Салафиила изображают с ликом и очами, склоненными вниз, и руками, прижатыми крестом на груди, умиленно молящимся.
Архангел Варахиил
Архангел Варахиил — один из трех ангелов, явившихся Аврааму в дубраве Мамре. Он предсказал Аврааму и Сарре рождение Исаака и подтвердил обетование спасения, данное Богом в Раю всему роду человеческому в лице Адама. Имя Варахиил означает “Богом благословенный”, “благословение Божие”. Это архангел Божиих благословений — он ходатайствует, просит милости и благословения Божьего для людей, чтобы они жили в душевном здравии и спасении. Варахиил — покровитель благочестивых семейств, хранитель чистоты души и тела. Через него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие. Изображают несущим на своей одежде белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, а сам Варахиил является как бы предвестником блаженства и нескончаемого мира на Небесах.
Архангел Уриил
Архангел Уриил служит свету истины, просвещает невежд, наставляет заблудших, возбуждает человека на молитву. Имя Уриил означает “свет, или огонь Божий”. Его изображают с обнаженным мечом в правой руке, а в левой — с пламенем. Как ангел света, он просвещает умы людей откровением истин; как ангел огня божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые земные привязанности. Он послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути. “Если ты одно из них объявишь мне, то и я покажу тебе путь — путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое”.
Архангел Иеремиил
Архангел Иеремиил посылает нам благие и добрые помыслы, возносит души к Богу, укрепляет нашу веру и помогает людям видеть свои пороки и грехи. Имя Иеремиил означает “возвышение к Богу”, “высота Божия”. Бог посылает человеку архангела Иеремиила, чтобы помочь вернуться его заблудшей душе к Отцу. Иеремиил приоткрывает перспективу греховного мира, в котором чем дальше, тем хуже, но одновременно помогает увидеть в нем святые зерна вечной жизни.
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
Ангелы-Хранители – это служители нашего спасения, так что мы не одиноки в нашей земной жизни, в наших трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы твёрдо знаем, что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел-Хранитель – это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие её сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.
Наш Ангел-Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнём его от себя во время нашей земной жизни, он поведёт нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.
Наши Ангелы-Хранители могущественны и своими личными доблестями, могущественны и силою, полученною ими от Бога, могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.
Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.
Данный нам Ангел-Хранитель – это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его как старшего и сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нём, не молимся ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.
Но почему Ангелы Божии проявляют такое попечение о людях?
Во-первых, потому что они служители Божии и получили от Бога повеление охранять и спасать людей. Во-вторых, они сами являются творениями Божиими, и к ним так же, как и к людям, относятся слова: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36). Они понимают это и стараются, подражая своему Творцу и Богу, проявлять и своё милосердие, и своё долготерпение к людям.
Какую радость доставляет им спасать души, которые Христос искупил Своею Кровию и которые (с их помощью) будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!
Если бы мы были хоть немного более чуткими, мы заметили бы, как заботливо наш Ангел-Хранитель помогает нам вернуться через покаяние на путь спасения. Он не только побуждает нас к раскаянию, но он и обещает напомнить нам все наши грехи, все жизненные ошибки и оплошности.
Наши Ангелы-Хранители, посланники к нам от Бога, беспрепятственно и быстро совершают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исходят от Бога к нам, чтобы принести нам Его благодать; они же и восходят от нас к Богу, чтобы передать Ему наши молитвы и благодарения.
Как же близок должен быть каждому из нас наш Ангел-Хранитель! Какое доверие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем поведать самые сокровенные тайны своей души. Те тайны, которые мы не доверили бы самым близким людям. И это потому, что в Ангеле-Хранителе мы видим самого мудрого в советах, самого бескорыстного в любви и помощи, нежного в привязанности к нам, попечительного в наших нуждах.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), из книги «Ангел молитвы»
Почему мы не чувствуем помощи Ангела-Хранителя?
– Расскажите, пожалуйста, о понятии Ангела хранителя. Никогда не понимала этого, не чувствовала защиты, мне как-то и нужды в этом нет. Есть ли в этом моя вина, или Ангел хранитель – это метафора?
– К каждому христианину в Таинстве Крещения Господь приставил Ангела хранителя. Особую силу помогать Ангел хранитель имеет тем, кто стремится к Богу, всю свою жизнь старается строить на основе заповедей Божиих. Ангела хранителя имели ветхозаветные праведники (см. Быт 48:16). В новозаветные времена он, по свидетельству Церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая быть «как дети» (Мф 18: 3), указывал, что благодаря детской чистоте и непорочности Ангелы их всегда пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца… Небесного» (Мф 18: 10).
Святитель Василий Великий писал: «Как дым разгоняет пчел, так и грех прогоняет от нас Ангела хранителя». Это и объясняет, почему мы не чувствуем помощи своего Ангела хранителя. Наши грехи этому мешают.
Человек – существо, которое принадлежит одновременно и к духовному, и к материальному миру. Поэтому нужно жить в мире материальном, но так, чтобы основу составляла духовная жизнь; каждому свои действия нужно оценивать сквозь призму Евангелия, сквозь призму любви к Богу и ближним. И Ангел хранитель может нам в этом помогать во все дни нашей земной жизни, если мы будем просить его об этом в своих молитвах, и не будем мешать ему помогать нам нашими грехами. Ангел хранитель сопровождает человека и после его смерти при прохождении воздушных мытарств. Поэтому будем ему молиться, и тогда его помощь нам станет ощутимой.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»
Источник: НИКОЛО-СОЛЬБИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ